на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в "мои статьи и сказки"

 

О детской безопасности. Дети и собаки

 (мнение кинолога и психолога)

ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ возможна только в ситуации ответственного поведения взрослых. К сожалению, необходимо уметь думать о грустном и трагичном до того, как это случается с нами. Уход от такого рода размышлений еще никого не спас от несчастных случаев. Поводом для статьи-гипертекста стал эпизод с фатальным исходом для ребенка, самый последний сюжет из новостей (лишь один из множества других).

Трехлетнему мальчику животное перегрызло шею. ЧП случилось вчера вечером в селе Садовом, пригороде Благовещенска. К собаке, охранявшей территорию СПК "Астрахановский", приблизился трехлетний ребенок. Собака напала на него и укусила в шею. От полученной рваной раны ребенок скончался на месте происшествия.

 «Мальчик часто играл с этой собакой и до сих пор не было никаких с ней проблем. Что на этот раз случилось, и почему прогулка закончилась трагедией, пока не ясно», - говорит Марина Самарина, сотрудник СУ СКР по Амурской области.

 Следователь Вячеслав Бурак о происшедшем: «Собака была домашней и жила на цепи в будке уже несколько лет. Крупная дворняга охраняла местную ферму. Сын работников этой фермы, трехлетний мальчуган, часто играл с ней, ухаживал, приносил еду. Вчера вечером собака внезапно напала на ребенка. Хватило одного укуса - мальчик умер на месте от потери крови. Сразу после случившегося отец ребенка пристрелил её».

http://www.kp.ru/online/news/1399942/

 Первая реакция на подобные новости обычного человека – ужас и желание «проснуться». Когда же оказывается, что это не сон, человеку взрослому нужно задуматься о том, какой урок он может извлечь из ситуации, которая уже не подлежит поправкам.

Речь пойдет о животных, исторически очень близких к человеку и, казалось бы, известных любому. Это иллюзия, порожденная социальным шаблоном. Как не любой «человек человеку друг и брат», так и не любая собака дружелюбна и безопасна, мало того, в определенной ситуации любое животное может быть спровоцировано неправильным поведением взрослого или ребенка и способно причинить ему вред. Начнем с мнения кинолога об агрессии домашних собак (ниже выдержки из большого текста, рекомендуется прочесть его целиком по ссылке).

 

 Признаки зарождающейся агрессии собаки:

Вот самое первое, что нужно знать об агрессии: если ее захватить на раннем этапе, она обычно поддается исправлению. И второе, что следует знать: здоровая собака не идет против своих хозяев без предупреждения. Существуют четкие признаки назревающей беды. Не у каждой агрессивной собаки есть все признаки. У некоторых может быть два-три таких признака, но у большинства их по крайней мере несколько. Если вы заметили у своей собаки какие-либо из этих признаков, обратитесь за советом к профессионалу, запишитесь на курсы и займитесь дрессировкой своей собаки.

1.      Собака игнорирует знакомые ей команды.

2.      Собака отказывается ложиться по команде (лежачее положение - это самая покорная поза, которую только может принять собака. Если собака отказывается учить эту команду или "забывает" ее позже, значит, назревают неприятности).

3.      Собака "садится верхом" на вас или на ваших детей (это признак того, что собака считает себя главной).

4.      Собака налетает на вас или ваших детей (непочтительные собаки налетают на людей, которые, как они считают, занимают более низкое положение в данной группе).

5.      Собака отказывается покинуть спальное место.

6.      Собака перестает есть или жевать, когда к ней приближаются, смотрит на вас напряженно и даже угрожающе, может зарычать.

7.      Собака прячется под мебелью, значит, она напугана. Никогда не позволяйте ребенку заползать туда, где спряталась собака! Правда, в пользу собак следует заметить, что обычно так поступают те из них, которых жестоко наказали. Из-за этого они утратили доверие к людям.

8.      Собака рычит, но не в шутку.

 

Девять способов предотвратить агрессию:

Стерилизуйте животное в возрасте шести месяцев.

Начинайте дрессировать собаку и подготавливать ее к жизни в обществе людей как можно в более раннем возрасте.

Как можно раньше познакомьте ее с благонравными детьми.

Всегда контролируйте детей и собак.

Не бейте собаку и не кричите на нее.

Хвалите ее, когда она ведет себя как следует.

Не играйте с ней в агрессивной или грубой манере.

Прежде чем сделать что-нибудь для собаки, заставьте ее выполнить какую-либо команду.

Сделайте собаку членом своей семьи

 Первый человек, с которым вам следует поговорить - ваш ветеринар. Иногда агрессия бывает связана с состоянием здоровья собаки. Как только ветеринар выдаст заключение, что состояние здоровья собаки хорошее, наймите инструктора с хорошей репутацией.

 Когда все попытки терпят неудачу. Некоторое количество собак не годится на роль домашней собаки. Как узнать, что ваша собака именно такая? Могут быть следующие варианты. Ваша собака много раз пыталась укусить или кусала людей. Может быть, надежный эксперт сказал вам, что она будет кусаться. Или вы нашли знатоков своего дела, которые сообщили вам, что это животное не поддается дрессировке, либо вы последовали их советам, но это не помогло.

Все же дайте животному все возможные шансы. Поговорите с несколькими инструкторами или специалистами по поведению животных, обсудите эту проблему с вашим ветеринаром.

Но если речь идет о безопасности вашего ребенка - у вас нет выбора. Вы должны избавиться от собаки.

 Источник - http://gafgaf.ru/index.php?rid=125&artid=298  , же - http://gafgaf.ru/index.php?rid=125&artid=297  - как научить ребенка правильно общаться с собакой.

 

А теперь  - психолого-педагогические аспекты проблемы: 

1.      Ребенок это человек с формирующимся и недостаточным во многих ситуациях жизненным опытом. Именно поэтому в большинстве развитых стран существуют статьи законодательства об ответственности родителей за оставление детей без надзора. В США и Канаде дети не должны оставаться одни соответственно до 10 и 12 лет (вспомните фильм «Один дома» и почему мальчик Кевин обманул продавщицу, сказав, что мама ждет его у выхода из магазина). В Англии и Германии – до 14 лет! И только во Франции самый легкомысленный закон – одних можно оставлять детей с 9 лет. А у нас и вовсе никакого. Только вряд ли это послужит оправданием для совести потерявшего ребенка родителя. Поэтому, если дети и собака не воспитаны ИДЕАЛЬНО, не стоит оставлять их наедине, пока мы не уверены, что собака считает ребенка существом высшего по отношению к себе ранга. Лучше «перебдить», чем недооценить степень опасности.

2.      Что делать с родительским страхом вырастить ребенка сверхопекаемым, инфантильным, не способным к самостоятельной жизни? Многие родители разрешают детям большую степень свободы и самостоятельности, справедливо полагая, что лучший способ научения – через личный опыт. С этим никто не спорит, но вдумайтесь: вы ходите в бассейн и учитесь там плавать под наблюдением инструктора, олимпийская сборная тренируется под руководством тренера (желательно, самого лучшего), президента и папу римского сопровождает мощный эскорт специально обученной охраны. А чем хуже ребенок? Если он для нас не менее ценен, чем папа римский, мы должны обеспечить ему надежную систему страховки, в которой он может выполнять вполне самостоятельно множество функций под прикрытием.   

3.      С подростками ситуация меняется – уже невозможно обеспечить все их передвижения надежным физическим прикрытием. Они ходят везде, особенно предпочитая всякого рода заброшенные места, где можно укрыться от глаз взрослых (гаражи, пустыри, стройки) - те же места нередко выбирают и одичавшие стаи собак. В каком-то смысле подростки ходят в лес – бояться. И находят, чего бояться и на чем оттачивать мужество. У них свои основы безопасности:

А. Сформированное представление о ценности его жизни и достаточный запас социальных навыков (наработанный раньше под взрослым прикрытием).  В прежние времена, когда были «семеро по лавкам», выживали сильнейшие, в наши все чаще выживают нужные и любимые, т.к. биологический инстинкт самосохранения поддерживается либидо (стремлением жить) - представлением о ценности собственной жизни, которое мы обретаем только во взгляде любящих нас людей. Развитое представление о ценности жизни в сочетание с элементарными социальными навыками поможет подростку правильно отреагировать в потенциально опасной ситуации, не спровоцировать несчастный случай.

Б. В лес ходят ватагами. Это всем известная истина. Испокон веков люди ходили в опасные места группами, по грибы – ягоды, в лес – на болото, аукались, чтобы не отстать, не остаться без помощи. Подростки чаще всего так и делают, сбиваются в группы. Это наиболее безопасной способ посещения новых и недостаточно исследованных мест. Одичавшие животные скорее нападают на одинокого путника и вряд ли решатся атаковать группу людей. Опасность подростковой группы только в одном – ее собственном одичании вне связи с опытом авторитетных старших. Кто не знаком с «Повелителем мух» У. Голдинга, познакомьтесь с этим гротеском детского одичания.

 

Что касается социальных аспектов проблемы опасности для детей в обществе животных - борьбы с поголовьем одичавших собак, стерилизации или иных методов, это совсем другая тема за пределами компетенции психологов и родителей, если только родители не являются членами парламентов или хотя бы честными чиновниками.

Берегите своего ребенка, ибо береженого бог бережет.

 

  © Елена Прудиус, 2013.

 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!