на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в ДДТ

Дети -"СОВы", их родители и тимуровцы наших дней

(комментарий детского психолога к событиям 1-го форума добровольцев г. Тольятти 3 февраля 2011 г.)

 

Форум состоялся при значительном скоплении молодых людей старшего школьного и студенческого возрастов. На площадке второго этажа педагогического корпуса ТГУ группами сосредоточенных людей оформлялись стенды – масса организаций, основное направление которых – помощь и содействие в самом необходимом для других людей. «Красный крест», общество защиты бездомных животных, ГБФ Тольятти, «Все дома» - наконец-то молодежь решила припереть безобразников из системы ЖКХ к стенке, выяснив подробности их взаимоотношений с населением из первых рук. Кто-то хочет сделать наш город чистым и показывает возможность рециклинга непищевых отходов. Наш центр иппотерапии «Живой мир» также оформил свой стенд, а рабочая площадка проводилась совместно с добровольческим корпусом из ВГУСа. Оформить площадку мне помогли девочки-волонтеры из «Живого мира» и парень по имени Влад. Быстро, ловко и без лишних рассуждений. Так же, как они работают с лошадьми и пациентами центра. Все они восьмиклассники и выбрали себе вот такое направление жизни.

На площадку собралась полная аудитория. Вначале некоторые слушатели стояли у входа, потом начали рассаживаться по трое на скамьях парт. К счастью, среди них не оказалось очень больших людей.

Я спросила наших слушателей, по какой причине они сегодня здесь. Девушка с первой парты решительно заявила, что они пришли помогать. Я пыталась выяснить, есть ли другие мотивы прихода, но та же девушка столь же решительно заявила, что они пришли помогать, и стало ясно, что тема закрыта, и надо переходить к делу.

Наталья Викторовна Куваева, зав. кафедрой соц. технологий ВГУСА рассказала ребятам о том, как работают волонтеры ее вуза. Сейчас они реализуют совместный проект с театром кукол «Пилигрим» и реабилитационным центром для детей-инвалидов «Виктория». В «Виктории» теперь работает театральная студия при активном участии детей и студентов под руководством актеров-профессионалов. Ставят «Теремок», бессмертную сказку, процесс работы увлек абсолютно всех.

Свою часть работы на площадке тоже прокомментирую, в том числе, рассуждениями, оформившимися уже после форума. Наш центр создавался пять лет назад как возможность помощи самым тяжелым детям с ДЦП – их мамами, объединившимися в инициативную группу. Этих детей принято называть инвалиды, или дети с особыми нуждами, дети С Ограниченными Возможностями. Получается аббревиатура «дети-СОВы». И мне она вдруг понравилась. Сова – ночная птица, из другой половины жизни обычных дневных существ. У нее есть прибор ночного видения, особая зоркость к делам тьмы. Дневному существу, рожденному и выросшему при ярком солнечном свете, трудно понять иной образ жизни, опыт жизни в темноте. Мы боимся ночи, избегаем выходить в потемки, опасаемся совиного уханья – и зря. Потому что без ночи не было бы дня, ночью происходит своя, особенная жизнь, очень трудная для дневного существа, но полная необходимых для гармонии бытия трудов.

Так я и сказала, что речь будет продолжаться о людях-СОВах, помощи им в нашем центре «Живой мир». А потом вспомнила свою же сказку, написанную лет семь назад, уж не помню, по какому поводу. «Карамельная горбунья» - как раз обо всем этом.

 

Карамельная горбунья

   Жили в одном селе муж да жена. Хорошими они были людьми, а вот детей у них долго не было. Зато соседские ребятишки к ним охотно бегали – хозяйка всегда их чем-то вкусненьким угощала, карамель варила, петушков леденцовых сама делала. Хозяин учил их из чурочек и дощечек скворечники и прочие домики строить. А хозяйке своей формы для петушков мастерил. Вот однажды женщине этой сон приснился, как будто пришла она к трем старым женщинам, и они ей говорят:

- Сделай карамельную девочку, а муж пусть сделает деревянную колыбельку, и нянчи дочку.

  Проснулась женщина, диву дается от такого сна. Но решила-таки послушать женщин из сна. Попросила она мужа своего сделать форму для красивой девочки и колыбельку для нее. Покачал муж головой – странные вещи жена говорит, но не стал перечить, все, как она просила, сделал. Сделала женщина самую лучшую молочную карамель с малиновым сиропом и залила в формочку. Как остыла девочка, вытащила ее из формы, завернула в пеленки и положила в колыбельку. Стала ей песни петь и качать. Девять дней так качала без устали,  и к концу последнего дня девочка открыла глазки и зачмокала губками. Какая же красивая девочка получилась – кровь с молоком! Муж да жена не нарадуются. А тут в дверь стучат. Муж пошел открывать, а на пороге стоят три старые женщины, три пряхи. Попросились они на постой. Старшая сказала:

- Мы знаем, что у вас дочь родилась. А мы ей судьбу напрядем. Такая у нас работа.

  Пустил их хозяин на постой. Принялись пряхи за работу. Старшая нить вытягивает, средняя на веретено накручивает, младшая ножницы держит, нить обрежет, как довольно будет. Старшая нить вытягивает и приговаривает:

- Будет расти она умницей, да красавицей, веселой и приветливой, любое дело в руках у нее спориться будет.

  Средняя пряха старается, на веретено нить накручивает. Вдруг веретено упало ей прямо на ногу и укололо. Вскрикнула от боли средняя пряха и сказала:

- Значит, быть тому, что в три года девочка упадет и спинку себе ушибет, станет горбатенькой!

  Расстроились родители, да делать нечего – слушают дальше.

  Напряли гостьи целое веретено хорошей тонкой пряжи, тогда младшая обрезала нить и сказала:

- Проживет она жизнь долгую, себе и добрым людям на радость.

  На том попрощались пряхи с хозяевами и в ночь ушли.

  Растет дочка и все краше становится. А, главное, веселая да приветливая растет. Родители и соседи не нарадуются. Муж и жена уж думали: может, пронесет. Ан нет, в три года упала их девочка и спинку ушибла. С тех пор вырос у нее горбик. Только она будто его и не замечала, да и другие привыкли постепенно. Характер-то у девочки был хороший, дети целой гурьбой к ней в гости ходили.

  Так и росла она, рукодельницей стала – хоть шить, хоть кружева плести, хоть прясть, хоть ткать – равных ей в округе не было. Вот только танцевать она стеснялась, своего горбика стыдилась, и на посиделки молодежные не ходила.

  Однажды нашла она на дороге игрушку – деревянную птичку. Стала детей спрашивать: чья, мол. Никто не отзывается, нет хозяина. Взяла тогда девочка птичку к себе. Жалко стало ненужную игрушку. Сделала мягкое гнездышко из пряжи, положила туда птичку и стала думать, что вырастет та птичка и станет сильным большим орлом. Родители только между собой переглядывались. Нянчит она свою птичку, зернышки ей дает, песенки поет. То ли от зерна, то ли от песен ожила птичка и расти стала. И в самом деле выросла, правда, не орлом, а большой ночной птицей-филином. А девочка и рада была - радешенька. Филин как подрос, в лес стал по ночам летать, девочку с собой звать. И один раз так сильно захотелось ей с филином в лес, что затрещал ее горбик, и расправились из него крылья крепкие. Так и полетела она птицей-совой вместе с филином, над ночным лесом летели они, над полем и озером, опять над лесом. Под утро вернулись они домой, девочка крылья опять в горбик сложила, чтобы людей не пугать. Ну, чем они, в конце концов, виноваты, что у них нет таких крыльев?

  А по ночам две чудесные птицы покой села берегли. Было такое, что затушили они начинающийся пожар – своими крыльями огонь забили, в другой раз воров ночных напугали, так что те больше никогда не вернулись в эти края.

  Долго жили – не тужили в тех краях горбунья-совушка и друг ее, филин – добрым людям на радость и удачу, а лихим да нечистым на руку – на острастку.

 

Ребятам нужно было рассказать о самых серьезных проблемах людей-СОВ и их семей. Один из современных мифов, кочующих по разным этажам социума, состоит в том, что все эти больные дети это дети греха – ДЦПшки, даунята и прочие, им подобные. Что расплачиваются дети за грехи родителей, которые курят, пьют, употребляют наркотики и не думают о своем потомстве. Если бы это было хотя бы так… Есть и такие случаи – сколько угодно. Дети, рожденные от социально незрелых и порочных мам, становятся отказниками, их просто не берут из роддома. Об их дальнейшей судьбе сказал знаменитый русский педиатр Сперанский сто лет тому назад, назвав дома ребенка фабриками ангелов, ведь дети умирали там, прожив очень мало. И не потому, что их не кормили и не одевали, а потому что как растение не может расти без солнца, так и ребенку не вырасти без ласки и света маминых глаз. Дитя уходит из жизни слишком рано, не успев нагрешить – его душа возносится в ангельские сонмы. В это верили и другие замечательные люди, например, Андерсен написал сказки «Ангел» и «Девочка со спичками». Намного ли нам от этого легче знать, что есть много брошенных детей?

А вот дети, о которых идет речь с самого начала – другие. Они родились с болезнью или травмой, и родители их не бросили. Что они пережили, узнав о болезни ребенка, это тема другого разговора. Как говорят, этого и врагу не пожелаешь. Нужно сказать, что отклонения в развитии ребенка, травма или болезнь реализуются при печальном стечении целого ряда обстоятельств – генетических, социально-психологических, вредоносных факторов внешней среды, болезни матери и т.д. Увы, никто не застрахован от рождения больного ребенка, даже лучшие из нас. Родители детей-СОВ это уже знают. Они приняли решение сделать все для того, чтобы помочь детям прожить максимально полноценную и осмысленную жизнь. Смыслов нашего бытия не так мало, как может показаться. Замечательный экзистенциальный психолог Виктор Франкл, переживший немецкую оккупацию и концлагерь времен второй мировой, исследовал опыт своего поколения и выделил ряд ценностей-смыслов жизни, значимых для нас. Это, в частности, ценности творчества, ценности отношений и ценности веры. Он был верующим человеком. Потому и выжил в концлагере.

Растить ребенку-СОВу в нашем российском социуме примерно то же, что находиться вместе с ним в застенках. Вторая проблема СОВ в их социальной изоляции и отсутствии работающих механизмов социальной интеграции. Уже не составляет государственной тайны разница в отношении к СОВам на западе и у нас. Многие там бывают и диву даются. Там человека в коляске можно встретить где угодно, потому что все строится и устраивается с учетом возможности выехать на коляске из своего дома, воспользоваться общественным транспортом и посетить при желании хоть театр, хоть ночной клуб. Без сопровождения носильщиков. Из наших домов без носильщиков не выбраться, и лишь последние несколько лет стали появляться места общего пребывания – торговые центры, поликлиники, оборудованные пандусами для въезда инвалидной коляски. Заметим, кстати, что и с обычной детской коляской из наших домов выбраться тоже проблематично по той же самой причине.

По какой причине такое пренебрежение к нуждам слабой части нашего социума, другой вопрос. Возможно, именно так «закаляется сталь» и происходит победа наших спортсменов-СОВ в Ванкувере-2010. А наши матери становятся самыми самоотверженными, любящими и сильными матерями в мире.

И все-таки СОВятам хочется «летать», и уж, хотя бы раз в день выбираться из своего дома и общаться с другими людьми, а не только членами семей. И, что уж совсем необходимо - для прохождения лечения и реабилитации. Это огромная проблема для семей с такими детьми. И цель нашей работы.

Еще одна проблема – однобокое отношение к СОВам, представление об их ущербности, никчемности и постоянной нужде в поддержке. Так вот – не только жалость. И без нее далеко не уедешь, но только на ней долго ехать нельзя. Это знают многие мамы. Как бы ни малы были возможности ребенка, надо ставить перед ним задачу, требующую чуть больших, чем его актуальные, способностей, и качеств характера. Например, превозмочь боль в сведенных спастикой мышцах и продолжать упражнения на лошади и просто у себя дома. Или продолжать лепить из глины усталыми и все менее послушными пальцами. Другого способа развития просто нет.

Насчет никчемности, тут уж извините. А как же тогда великий поэт древности слепец Гомер, а как же великий ученый Луи Пастер, с одним работающим полушарием мозга после перенесенного инсульта? А великая актриса Сара Бернар, которая осталась без ноги в результате несчастного случая, но продолжала играть на сцене, выезжая под конец в коляске, но не изменив своей любимой работе. Поэт Эдуард Асадов, ослепший во время Великой Отечественной войны, стал широко известен среди послевоенной молодежи своими стихами, слепая певица Диана Гурцкая в семь лет пришла в музыкальную школу и сказал, что хочет учиться. И она выучилась в ней. Цирковой артист – атлет Валентин Дикуль после тяжелой травмы был прикован к постели 5 долгих лет, которые потратил на создание собственной системы упражнений, восстановивших постепенно его двигательные функции. Он не просто стал снова ходить, а и вернулся в цирк в качестве атлета.

Не всегда человек может восстановить утраченные способности или научиться тому, чем не обладал с самого рождения. Рубен Давид Гонсалес Гальего, испанец по крови, русский по судьбе, родился с тяжелой церебральной травмой, никогда не ходил, вырос в детских домах России, разлученный с матерью, которой из политических соображений сказали, что ребенок умер. Увы, она оказалась дочерью видного испанского государственного деятеля. Он не стал ходить и считался дебильным, потому что ему было трудно говорить. Он научился читать, вырос и написал о своей жизни, стал известным и популярным писателем. Наиболее известные его книги – «Черным по белому» и «Я сижу на берегу». Он не смог стать обладателем полного набора человеческих возможностей, но развил присущие ему способности, его жизнь наполнилась творчеством.

Не все дети способны к собственному творчеству, значимому для других людей. Нередко физический дефект сочетается со значительным интеллектуальным дефектом, и у ребенка при всем желании родителей очень мало шансов продвинуться в своем развитии, чтобы его жизнь приобрела творческое содержание. Но ребенок сохраняет способность улыбаться, узнавать маму и других членов семьи, радоваться чупа-чупсу и другим вещам и событиям из внешнего мира. Есть родители, которые принимают свое право на ценности отношений и любви,  и растят совершенно беспомощного ребенка. Что это за ценности, могут понять только те люди, которые лицом к лицу столкнулись с большой бедой и сумели выбрать такую свою судьбу. Как правило, таким людям помогает вера – в Бога или, даже при наличии атеистического мышления, в ту сторону бытия, которая всегда называлась духовной.

Если подвести черту под последним рассуждением, выходит, что мы не только можем ИМ помогать, но и научиться у НИХ бесценному качеству жить в условиях экстремальных, почти невозможных, выживать, несмотря ни на что, любить сильно, преданно и верно. А мы всего лишь можем сделать для них то, что не составляет для нас особого труда…

      Кроме разговоров, мы на площадке поработали практически с навыками общения с СОВами и их поддержки. Как говорить с человеком, сидящим в коляске, на каком уровне находиться его собеседнику, в какой позе, как рассчитывать свои силы и регулировать напряжение, осуществляя чисто физическую поддержку. Как делать это не в одиночку и более эффективно.

После форума я оказалась в одной маршрутке с нашими волонтерами – восьмиклассниками, и мы случайно заняли всю ее галерку. Нам снова оказалось по пути. Ребята играли в «слова». Нужно было отгадать задуманное кем-то из них. И, отгадывая птицу на букву «г», и перебрав галок и гагар, мы вдруг неожиданно для себя хором выдали «голубь!». Птица мира, позвавшая нас всех сегодня на форум доброй воли. Спасибо, ребята.

 

4 февраля 2011 г., на следующий день после форума.

© Елена Прудиус

  Полная версия текстов события и фотогалерея на форуме

  А ниже - символы, сами собой возникшие в ходе подготовки к форуму. Подробности их значения в той же теме форума.

 

  Это голубь мира Пабло Пикассо и памятник Садако Сасаки из Хиросимы.

 

назад в ДДТ

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!