на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в СВ-вагон

ЗАНЯТИЕ №2

ЧЕРЕПАШКИ-НИНДЗЯ - БОЕВАЯ ЧЕТВЕРКА И УВЛЕЧЕННЫЙ ИМИ РЕБЕНОК

 

 Очень многие мальчишки дошкольного (да и школьного) возраста с увлечением играют в черепашек-ниндзя, доставая своих родителей просьбами купить очередной выпуск журнала про них с карточками, довольно дорогого, к слову сказать, журнала. Игрушки-аналоги черпашек чаще всего из пластика, очень хрупкие, у них отваливаются конечности и голова. Можно создать черепашек в домашней мастерской из разного подручного материала. У дошкольника живая игра с ними вполне может стать альтернативой разорительному увлечению журналами. Самые прочные, надежные, долговечные игрушки - сшитые или связанные. Ниже вы увидите еще не всю боевую четверку, но уже парочку - Рафаэля и Леонардо. Они связаны крючком как пальчиковые куклы.

  Родителям и воспитателям важно знать, что для каждого актуального персонажа у ребенка обязательно есть легенда - значимая для его развития история, содержащая базовые архетипические сюжеты - некую канву его развития. Ниже - часть этой легенды. На самом деле она гораздо обширнее.

   Черепашки были совсем маленькие, они жили в аквариуме у мальчика, мальчик держал аквариум в руках, когда переходил дорогу. Слепой человек тоже переходил дорогу и чуть не угодил под грузовик. Тот резко затормозил, из него в канализацию пролилась зеленая жидкость. Мальчик от неожиданности выронил аквариум. Он разбился. Черепашки вместе с потоком воды попали в канализацию и подверглись там воздействию таинственного зеленого вещества…
Там же неподалеку оказалась старая крыса, жившая раньше у мастера восточных единоборств, и эта крыса тоже оказалась под веществами. В итоге все – и черепашки и крыса – мутировали, подросли, научились говорить. Крыса вспомнил науку восточных единоборств и стал практиковать ее, черепашки поступили к нему в ученики и стали звать его сэнсеем или мастером Сплинтером. Все они оказались достаточно умными, чтобы понять, что они иные, не такие, как нормальные обитатели большого мира, там наверху, и приняли решение не покидать своей канализации, обитать в сточных водах социума.
В этой легенде есть несколько идей, важных для детей. Во-первых, если ты маленький и слабый, это совсем не значит, что так будет всегда, ты можешь неожиданно и даже не от хорошей жизни стать сильным и обрести друзей и свой угол мира, пусть и не престижный. Любители x-файлов, «Секретных материалов» не дадут соврать – агент ФБР, известный своими странностями под прозвищем колдуна Малдера, обитал именно в подвале, всячески избегая подъема вверх, который мог бы помешать заниматься делом.
Во-вторых, если ты сильный и добрый, и защитник слабых, подобных тебе самому в прошлом, это совсем не значит, что социум готов принять тебя с твоей новой образиной. Так родители подростков часто испытывают ксенофобию по отношению к своему изменившемуся, вчера еще такому милому, ребенку. Кто смотрел про черепашек, наверняка заметил, что рядом с людьми по росту они выглядят примерно 12-летними.
Среда или определенные обстоятельства меняют героя безвозвратно, даруя большую силу и отнимая прежние отношения. Герой на какое-то время становится изгоем. Эта тема является сквозной для целой плеяды культовых сериалов, их герои становятся персонажами, обожаемыми детворой всего мира. Достаточно вспомнить Питера Паркера – Человека-паука, Гайвера, х-мэнов. В одном смысле все они – явные жертвы технократической цивилизации, с другой – явные герои, преодолевшие слабую сторону своего бытия. Сюжет, очень нужный растущим людям.

   В настоящей теме есть еще одно ключевое слово "мутация". Мутантами являются все, подвергшиеся необратимым изменениям существа - черепашки, крыса Сплинтер, Человек-паук и все прочие. Как понимать мутацию в контексте сюжета о супергероях? Наверное, даже не двояко, а еще более многогранно.
Грань первая. В жизни мальчика наступает момент, когда с его телом и голосом происходят крупные изменения. Есть даже медицинский, общеупотребимый термин - "мутация голоса". У девочки происходят не менее шокирующие ее превращения. Один приход месячных чего стоит, особенно, если без подготовки. Эта грань отражает самый прямой смысл превращения ребенка (нимфы) во взрослую особь (имаго) - и в физическом смысле и психическом. Ребенку очень важно пройти психологическую подготовку к этому необходимому, но потенциально травматичному этапу, который иногда полностью меняет картину его мира. Сюжет о супергероях и мутантах хорошо это делает в позитивном ключе.
  Вторая возможная грань темы мутации отражена в фантастических антиутопиях. Наш мир, его экология, сейчас меняется, и не в лучшую сторону. Биологически активные, техногенные факторы могут до неузнаваемости переменить природу человека, изменить его генетику и внешний вид, его возможности. С отдельными проявлениями генных и хромосомных модификаций мы сталкиваемся регулярно. Детям нужно знать, как жить в условиях мутационного скачка, если таковой будет иметь место. Совсем это будет плохо или может даровать неожиданный сверхрезультат. Знать о том, что нет худа без добра, а добра – без худа. Сейчас это может показаться праздным рассуждением, но сюжет жизни в условиях стремительных изменений среды и самих себя уже запущен в сознании посредством целого направления современной культуры – антиутопий мутирующего мира и киберпанка.
  Третья грань. Встреча с зелеными человечками, инопланетными братьями по разуму это мечта всего человечества, неиссякаемая тема всех ветвей культуры, начиная с древних времен. Все древние мифологии пронизаны встречами с существами небесного, полубожественного происхождения. Только древние греки и римляне описывали свои встречи с кентаврами, грифонами и химерами, в средние века появлялись чудовища, подобные мантикоре и горгулье, а в наше время фильмы вроде «Звездных войн» дети смотрят как нечто, само собой разумеющееся.
  Обитает ли зеленый человечек внутри нас, и нам однажды придется встретиться и узнать его, или подросток, твой сын, сидящий в соседней комнате, для тебя уже самый настоящий инопланетянин – все они дают нам уроки встречи с собственной ксенофобией, страхом и отвращением перед инаковостью. За это очень многие взрослые люди не любят маленьких зеленых человечков, черепашек-мутантов-ниндзя. Хотя лучше с ними познакомиться поближе, ведь мы с ними рядом живем. И люди это делали во все времена, раньше рассказывали былины о схватке Ильи Муромца со Змеем Горынычем или волка Фенрира с богом Тором, наше поколение играло во дворах в «Фантомаса», а теперь дети играют в борьбу черепашек со злодеем Шредером и его командой ниндзя-фут. Времена меняются, сюжеты остаются. Значит, нашим детям их тоже надо прожить, как и всем предыдущим. Тогда они однажды станут нормальными взрослыми людьми.

  Кроме всех вышерасположенных рассуждений о легенде и сюжете, черепашки наводят на мысль о том, что их четверо, еще были четыре танкиста и собака, Де Артаньян и три мушкетера, отважные спасатели Чип и Дэйл с Гайкой и Рокфором (пятый Вжик). Три или четыре? Что это за числа такие? Знаем, конечно и другие сакральные числа: семеро смелых, девять товарищей в союзе Великого Кольца...
  Мы также должны помнить еще одну подробность легенды о братьях. Когда персонажи мутировали и поумнели, мастер Сплинтер дал черепашкам имена из книги, которая тоже оказалась в канализации - о гениях эпохи Ренессанса - Леонардо да Винчи... Понятно, что оказывается сейчас в сточных водах социума, и что оттуда извлекают всякие непрестижные мутанты, читай, наши подростки-переростки. В высшей степени философская штучка.
 

Теперь о технологии создания черепашек. Они вяжутся крючком простыми столбиками по кругу, отдельными деталями. Принцип создания деталей подробно описан и показан в книге "Забавные поделки", которую можно скачать с http://eprudius.narod.ru/mast.htm

Возможны и другие технологии создания замечательной четверки. Например, к фигурке, вырезанной из картона, приделывается сзади палец от любой старой перчатки или любая матерчатая трубочка - пришивается. приклеивается или пристреливается мебельным пистолетом. Можно создать аппликацию из ткани на плотной ткани типа сукна или фетра, так же снабдить трубкой для пальца.


© Елена Прудиус, 2011.

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!