на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в СВ - вагон

ЗАНЯТИЕ №16

Цветок папоротника и одолень-трава

рис.1

рис.2

рис.3

рис.4

Началом этой темы стали рис.3 и 4 с форума староверов. На рис.3 представлено изображение древнего славянского символа - цветка папоротника, он считался оберегом для мальчиков и мужчин, на рис.4 - одолень-трава, оберег для девочек. Они очень похожи, только ветви свастики направлены в противоположные стороны. Мужская свастика традиционно ориентирована посолонь (по часовой стрелке), женская - противусолонь (против часовой стрелки). Привожу цитату из книги М. Качаевой "Сокровища русского орнамента":

"Свастика (ярга)  излюбленный мотив в орнаментах, которые родились в местностях с неблагоприятным для человека строением земной коры. Возможно, она нейтрализует патогенное воздействие геомагнитных аномалий и повышенного природного радиационного фона на организм человека".

Кому-то, кто еще не сталкивался с темой символики и образов, и их воздействия не только на психику, но и на организм человека, это покажется диким и неуместным суеверием, но это не так. Книга Качаевой открывает иную точку зрения. Здесь я не буду открывать дискуссию на тему: кто прав, а кто - нет. Красота и гармония этих орнаментов говорит сама за себя, их почему-то хочется разглядывать, погружаясь вглубь, сливаясь то с узором, то с фоном, чувствуя, как фон становится узором, а узор - наоборот, фоном, и это каким-то странным образом уравновешивает наше собственное состояние, примиряя, казалось, непримиримое. Одним словом, если узор пришелся по сердцу, его можно воспроизвести и подарить ребенку, например, кошель для его фломастеров. В данном случае, на рис.1 - подарок для мальчика с изображением цветка папоротника, а на рис.2 приведена рабочая схема вышивки из книги М. Качаевой. Кошель связан из толстых ниток красного цвета непрерывной спиралью простыми столбиками. Эти столбики вяжутся лицом внутрь, а изнанка образует четкую клетку, по которой простым крестом вышивается  зеленый орнамент. Кошель можно и сшить из плотной ткани, по которой вышить узор. В вышивке используется традиционный принцип равновеликости фигуры и фона, т.е. площадь узора равна площади фона, тот и другой образуют свой узор, каждый из которых не менее важен, чем другой. Где фигура, а где фон? Принцип гештальта и гештальт-психологии.

Народная легенда о цветке папоротника (а в народе его нередко называли "жар-цвет") изложена в известном романе А. Амфитеатрова "Жар-цвет" (сюжет захватывает, читается на одном дыхании, жанр - фэнтези с элементами мистики). Вкратце - по легенде папоротник цветет краткий миг в ночь накануне дня Ивана Купалы (это ночь летнего солнцестояния, самая короткая в году, с 23 на 24 июня). Тот, кто сумеет его сорвать, не испугается сонмищ нечисти, которая тоже хочет захватить цветок, приобретет дар понимать язык животных и птиц, видеть все сокровища земли, находить клады.

Тема цветка папоротника сначала пришла ко мне как фольклорный и литературный сюжет, и я написала современную версию в сказочной "Повести о небесном камне". Вот этот отрывок, назовем его

В ночь на Ивана Купалу.

Сегодня был летний солнцеворот, праздник Ивана Купала, и в селе это совпадало с посвящением подрастающих кузькинцев во взрослых жителей. Им предстояло прыгать через высокий костер, потом окунаться в ледяную купель родника, а в полночь искать цветок папоротника, Жар-цвет. Цветок был легендой, никто ни разу не видел его, но его поиски оставались частью ежегодного испытания, потому что ночной лес сам по себе был хорошей проверкой на мужество Кто знает, какая там может быть нечисть?

Сегодня в лес шли только взрослые и подростки, которые встретили свое тринадцатое лето. В их число входил и компьютерный энтузиаст Илия, а Петруше с Саньком еще нужно было годик обождать.

Все проходило точно по плану. Кузькина мать, тетя Райком волновалась необыкновенно, но никому не отдала бразды правления и сама распоряжалась всем ритуалом. Отец Илии, Ефимий, который готовил подростков к посвящению, разжег огромный костер из толстенных поленьев и небольших бревен. Илия не подвел родителей и самого себя, и прыгнул через костер первым и в самом жарком месте, доказав тем самым, что умная голова ногам не помеха, а, может даже, наоборот. Другие ребята и даже девчонки тоже вполне прилично справились с испытанием. Потом все по очереди трижды с головой окунулись в ледяную купель, и осталось последнее испытание. Полночь была уже близка, и ребята и девочки  разбрелись по лесу. Собственно, девочкам предлагали обойтись без этого испытания, и так было ясно, что они молодцы, но они отказались от поблажки и настаивали на равенстве. Поскольку и в прошлом и в позапрошлом году наблюдалось то же самое требование, девочкам разрешили равенство, и они, повизгивая для храбрости, углубились в лес.

Илия ушел подальше, потому что Жар-цвет не может расцвести под самым носом на краю села. Он знал, где папоротник растет погуще, и отправился туда. Для храбрости он прихватил крепкую дубинку, с ней было куда увереннее.

Близилась полночь, месяц неярко освещал лес, тот тут, тот там вспыхивали крохотные факелы светлячков, создавая поразительно красивую иллюминацию и иллюзию космического бездонного пространства. Илия, сжимая дубинку, осматривался по сторонам. В кармане он ощупывал кусок льняного полотна, на который нужно было кинуть сорванный Жар-цвет, чтобы он не достался нечистой силе. А потом нужно было молиться и ни в коем случае не глазеть по сторонам, чтобы нечистая сила не испугала и не отвлекла. Все это Илия знал назубок и был уверен, что у него все получится.

Вдруг ему показалось, что в густых зарослях папоротника вспыхнул особенно яркий светлячок. И не замерцал его огонек, как обычно, а стал разгораться все ярче. Вокруг же сгущались причудливые тени, они надвигались на сияние  папоротника, и Илия, очнувшись, бегом бросился туда. Жар-цвет сиял красой почти невозможной для глаз, Илия как зачарованный, не мог отвести от него взор. Он забыл о куске льняного полотна и молитве, он забыл обо все на свете. Из забытья его вывела огромная черная тень, наклонившаяся над самым цветком. Илия посмотрел на нее и узнал. Это был Калин-дракон бабы Нюры – огромный, страшный, светящийся разинутой зубастой пастью. Что было силы Илия ткнул в него дубинкой и нещадно стал лупить его. Дракон сник и потух, стало тихо и темно. Жар-цвета не было видно, напрасно Илия переворошил заросли папоротника. Цветка как не бывало.

Он вернулся к роднику уже под утро. Уже никого не было там, и он пошел домой, зная, что уснуть не сможет. Проходя мимо дома пятой бабы Нюры, глянул в сад и вздрогнул. Калина стояла изломанная, только ствол и пара веток еще остались живыми. «Отойдет еще, пустит новые ветки, - равнодушно и устало подумал Илия. А я вот прозевал как дурак такую удачу. Ведь знал же, что не драться, а молиться надо». В таких самоуничижительных мыслях он дошел до дома и тихо, чтобы не разбудить родителей, забрался на сеновал. Первый луч солнца пробился сквозь щель и сверкнул на осколке стекла в углу, словно подмигнул: мол, не печалься, гусар, где наша не пропадала! «А что, через семь лет еще счастья попытаю», - так он подумал и зарылся в свежее сено.

 Эти купальские испытания не совсем выдумка, на самом деле в наши дни многие фестивали традиционной культуры приурочены к периоду летнего солнцестояния, тогда и проводятся все описанные в отрывке испытания.  А в деревне, где мы живем, этим летом просто развели костер повыше и дали детям напрыгаться вволю. Еще хороводы водили и песни старинные пели о том, как береза завивалась и развивалась. Вдумайтесь, какой смысл наши предки вкладывали в эти слова. Завиток сначала завивается, потом развивается, и ребенок развивается... В каком-то смысле. А вот как прыгали:

Как видите, чем стариннее истоки какой-либо темы, тем шире она пустила корни в нашу реальную жизнь, формируя нашу среду обитания или, пользуясь терминологией экопсихологов, эйкоса. Древние греки называли его Ойкуменой. Наша нынешняя среда обитания, кажется, нуждается в реконструкции. Возможно, есть смысл вернуться к древним и базовым матрицам нашего бытия? 

 

© Елена Прудиус, 2011.

 

 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!