на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

 

Юморология и абсурдотерапия

для всей семьи

  Чем хороши именно смешные тексты? Тем, что они могут поднять даже очень испорченное детское (и даже взрослое) настроение, во всяком случае, удивить для начала. Беда многих родителей в утрате детского чувства юмора, где-то они его потеряли на пути из детства во взрослость и взамен разжились слишком серьезным и даже трагическим взглядом на жизнь. Взгляд этот крайне вреден для нормального детского развития в хорошего, доброго и умеющего быть счастливым от малого человека.
  Иногда смех над абсурдным стишком или иным перлом это первый шаг к перемирию после ссоры. Только не стоит давать повода думать, что смеются именно над разобиженным, а то еще сильнее обидится. Лучше что-нибудь нейтральное и всобщее, например, выдержки из книг Григория Остера ("Легенды и мифы Лаврового переулка", "Кулинарная книга людоеда", "Папамамалогия" и т.д.) или рассказы Тима Собакина.

 Но начну страницу с выдержки из книги К.И. Чуковского "От двух до пяти", потому что она и есть самый веский аргумент в пользу абсурда:

1. РАЗГОВОР О МЮНХАУЗЕНЕ
  Это было в Алупке в 1929 году. Больные ребята изнемогали от зноя. Они шумели и хныкали. Какая-то растяпистая женщина кудахтала над ними по-куриному, но не могла их унять. Я пришел издалека и, чтобы обрадовать их, начал читать им «Мюнхаузена». Через две минуты они уже ржали от счастья. Слушая их блаженное ржание, я впервые по-настоящему понял, какое аппетитное лакомство для девятилетних людей эта веселая книга и насколько тусклее была бы детская жизнь, если бы этой книги не существовало на свете. С чувством нежнейшей благодарности к автору я читал под взрывчатый хохот детей и про топор, залетевший на луну, и про путешествие верхом на ядре, и про отрезанные лошадиные ноги, которые паслись на лугу, и, когда я на минуту останавливался, дети кричали: «Дальше!» Но вот подбегает ко мне эта женщина, и на лице у нее красные пятна:
— Что вы! Что вы!.. Да мы никогда, ни за что!.. И хватает у меня из рук мою бедную книгу, и глядит на нее, как на жабу, и двумя пальцами уносит куда-то, а больные дети ревут от обиды, а я иду растерянно за женщиной, и руки у меня почему-то дрожат. Тут возникает какой-то молодой в тюбетейке, и оба говорят со мною так, будто я пойманный вор:
— Какое вы имеете право читать эту дрянь нашим детям?
И объясняют мне учительным тоном, что в книге для советских ребят должны быть не фантазии, не сказки, а самые подлинные реальные факты.
— Но позвольте,— пробую я возразить.— Ведь именно при помощи своих фантазий и сказок эта книга утверждает ребят в реализме. Самый хохот, с которым встречают они каждую авантюру Мюнхаузена, свидетельствует, что его ложь им ясна. Они именно потому и хохочут, что всякий раз противопоставляют его измышлениям реальность. Тут их боевой поединок с Мюнхаузеном, поединок, из которого они неизменно выходят каждый раз победителями. Это-то и радует их больше всего. Это повышает их самооценку. «Ага, ты хотел нас надуть, не на таковских напал!» Тут спор, тут борьба, тут полемика, и их оружие в этой борьбе — реализм. Пойдите спросите ребят, поверили ли они хоть единому слову Мюнхаузена,— они прыснут вам прямо в лицо. И вы оскорбляете их своей дикой боязнью, как бы их не одурачили небылицы Мюнхаузена! Это ли не издевательство над девятилетним гражданином Советской страны — считать его таким беспросветным глупцом, который способен поверить, что топоры взлетают на луну!
Глаза у педагогов были каменные. Но я уже не мог замолчать.
— Или вы боитесь, как бы эти буффонады Мюнхаузена не расшевелили в детях чувство юмора? Почему веселая книга внушает вам такое отвращение, словно вы — гробовщики или плакальщики? Или вы во что бы то ни стало хотите отвадить ваших ребят от чтения и внушить им лютую ненависть к книге? Вы этого добьетесь, ручаюсь вам!
Я ждал возражений, но эти люди были из породы недумающих и даже как будто обиделись, что я приглашаю их самостоятельно мыслить. Только один из них, высоколобый и мрачный, безапелляционно сказал, что мои рассуждения —чуковщина. На этом наша дискуссия кончилась. Дети были спасены от «Мюнхаузена». Я взвалил на плечи мою дорожную сумку и вышел на горячее солнце. В сумке у меня были любимые: «Гулливер», «Сказки Гриммов», «Конек-горбунок». Я хотел подарить эти книги ребятам, но высоколобый перелистал их небрежно и, скучая, отодвинул от себя.
— Это нам ни к чему,— сказал он.— Нам бы о дизелях или радио.
Шагая вдоль берега по каменистой тропе, я думал о том, что случилось. «Почему эти чудаки,— спрашивал я себя,— так уверены, что радио и «Конек-горбунок» несовместны? Почему они думают, что, если прочитать малышу «Конька-горбунка», он непременно отвратится от всякой механики и до старости лет будет мечтать о жар-птицах? Откуда взялся у них этот тупой ультиматум: либо сказка, либо динамо-машина? Как будто для того, чтобы выдумать динамо-машину, не понадобилось самой смелой фантазии! фантазия есть ценнейшее качество ума человеческого, и ее нужно тщательно воспитывать с самого раннего детства,— как воспитывают музыкальное чутье,— а не топтать сапогами. Ленин сказал о фантазии: «Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности...» . Недаром Карл Маркс во время загородных прогулок рассказывал своим дочерям «чудесные волшебные сказки, тянувшиеся без конца,— сам по дороге сочиняя их, растягивая или, наоборот, ускоряя события, смотря по длине оставшегося пути...» . Дарвин в детстве был такой фантазер, что все считали его выдумщиком не хуже Мюнхаузена... Все эти доводы показались мне столь сокрушительными, что мне захотелось сейчас же вернуться и доказать высоколобому, что он непоправимо калечит ребят, изгоняя из их обихода фантастику.

А теперь подборка юморинок и абусурдинок:

Рената Муха

Собаку обидели


Однажды собака вышла за ворота и прочла надпись на заборе "Осторожно, злая собака!"
И тогда она сказала:
Я с ними делила и радость и горе,
Зачем же такое писать на заборе?
А если для них я действительно злая,
Я больше не буду. Пусть сами - и лают.

Таракан

Жил в квартире Таракан в щели у порога,
Никого он не кусал, никого не трогал,
Не царапал никого, не щипал, ни жалил,
И домашние его очень уважали.
Так бы прожил таракан жизнь со всеми в мире,
...Только люди завелись у него в квартире.

***

Вадим Левин

Лошадь купила четыре калоши -
Пару хороших и пару поплоше.
Если денек выдается погожий,
Лошадь гуляет в калошах хороших.
Стоит просыпаться первой пороше -
Лошадь выходит в калошах поплоше.
Если же лужи по улице сплошь,
Лошадь гуляет совсем без калош.
Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?
Разве здоровье тебе не дороже?

***

— Мам, принеси воды.
— Сам встань и налей!
— Ну, мама, ну принеси.
— Будешь канючить, дам ремня!
— Ну, вот, будешь за ремнём вставать, заодно и воды принесёшь!

- Дорогой, у нашего сына талант! Он сегодня нарисовал на столе муху, я всю руку отбила пытаясь её убить!
- Это ещё что, вчера я увидел в ванной нарисованную змею и выбежал через нарисованную дверь.

http://vk.com/club20194  - "Я очень люблю своих родителей!"

***

"Книга о вкусной и здоровой пище людоеда" Г. Остера. Предисловие для взрослых: "Уважаемые родители! Перед вами кулинарная книга домашнего воспитателя. Это жуткое произведение. Не вздумайте читать его детям на ночь..." А дальше сами можете послушать, если лень прочитать.

http://vk.com/club48913426?w=wall-48913426_72%2Fall  (в теме аудиофайл книги Остера).

***

Лето. Поздний вечер. Дача. Уставший отец заставляет своего не менее уставшего сына трех лет отроду мыть ноги. Ставит его в таз с водой и, нравоучительно:
- Три коленки-то, три!!!
Сынок полусонный канючит:
- Папа - не три, а две...

http://vk.com/club48913426?w=wall-48913426_336

***

- Мама не разрешает мне смотреть Интернет. Она говорит, что там разврат, мат и плохо. Единственный сайт который я могу открыть это аbоut:blаnk.
Сначала было скучно, но потом я втянулся. Теперь у меня там живет два воображаемых друга и я слышу голоса из розетки.

http://vk.com/club48913426?w=wall-48913426_326

***

ГОТОВИМСЯ КО ДНЮ СМЕХА (сказки и песенки матушки Гусыни в пер. И. Родина). Хорошо так утром будить маленьких сонь:
Настоящих джентльменов
Улыбаться, хохотать
Не заставить, даже если
Пятки им пощекотать!

А еще есть утренне-побудочный стих по мотивам "Алисы":
Детки, в садик собирайтесь,
Петушок пропел давно!
Как вы там не упирайтесь,
Не кусайтесь, не цепляйтесь -
Не поможет все равно!
***


«Всё в порядке»
Э. Успенский


Мама приходит с работы,
Мама снимает боты.
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налет?
- Не-а.
- К нам заходил бегемот?
- Не-а.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, это - не наш этаж?
- Наш.

- Просто приходил Сережка.
Поиграли мы немножко.

- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась.
***

Мать жалуется подруге
- Короче он достал меня будить в 6 утра.
- Опять из серии, мама пошли поиграем?
- Аха... Я его тут воспитать решила. Встала в 3 часа в туалет. Бужу его. Вставай, говорю, играть пошли
- А он че?
- Че че, ... До 5 утра играли в трансформеров !!
http://vk.com/club48913426?w=wall-48913426_418%2Fall

***

ОЙ, МАМОЧКИ!

- Миша, иди сейчас же домой!
- А что, я уже замерз?
- Нет, проголодался!
http://vk.com/club48913426?w=wall-48913426_438%2Fall

***

Андрей Усачев. БОЖЬЯ КОРОВКА.

Гуляла за городом Божья коровка,
По веткам травинок карабкалась ловко,
Глядела, как в небе плывут облака…
И вдруг опустилась Большая Рука.
И мирно гулявшую Божью коровку
Засунула в спичечную коробку.
Коровка ужасно сердилась сначала,
Мычала и в стены коробки стучала…
Но тщетно! Забыли о ней в коробке,
Закрыли Коровку в шкафу, в пиджаке.
Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снились лужайка, и клевер, и кашка…
Неужто в неволе остаться навек?!
Коровка решила готовить побег.

Три дня и три ночи рвалась она к цели.
И вот, наконец, вылезает из щели…
Но где же деревья, цветы, облака?
Коровка попала в карман пиджака.
Однако она, не теряя надежды,
Бежит на свободу из душной одежды:
Там солнце, и ветер, и запахи трав…
Но вместо свободы увидела шкаф!
Тоскливо и страшно Божьей коровке.
Опять она в тёмной пустынной коробке.
Вдруг видит: вверху, где вставляется ключ,
Сквозь щёлочку в шкаф пробивается луч!
Скорее на волю! Коровка отважно,
Зажмурясь, штурмует замочную скважину…
И вновь оказалась в глухом коробке
С огромною люстрой на потолке.
Однако Коровка на редкость упряма:
Нашла, где неплотно захлопнута рама…
И вот вылезает она из окна —
Ура! Наконец на свободе она!

И вновь на знакомой лужайке букашка.
Под нею, как прежде, колышется кашка,
Над нею плывут в вышине облака…
Но смотрит на мир осторожно Коровка:
А вдруг это тоже Большая коробка,
Где солнце и небо внутри коробка?!

http://www.planetaskazok.ru/ausachevsth/bozhjakorovka..

***

Генрих Сапгир "ПРО ЕДИНИЦУ"

В отдельной квартире
Живёт Единица,
И добрых соседей
Она сторонится.
Сидит у окна
Эта тощая дама -
И смотрит надменно,
И держится прямо.
«Ну что там творится?» -
Глядит она строго.
А в мире всего
Удивительно много!
Много дорог,
Ещё больше дорожек.
Много собак,
Но не меньше и кошек.
Много прохожих,
Немало машин.
Есть даже несколько
Горных вершин.

Сидит Единица,
Пьёт кофе с корицей
Чашку за чашкой,
Как заводная.
И только вздыхает:
- Одна я!
Одна я! -
Дети уехали,
Внуки пропали,
Племянники тоже
писать перестали.
И только недавно
Пришла ей записка,
А там непонятное:
«Вы - эгоистка!»

"Веселые картинки, №9, 1990)

***

Андрей Усачев "ВОБЛА"

Плыла в облачках
Вобла в очках,
Листала журнал с интересом.
Вдруг видит - рассказ!
О воблах как раз
Писал знаменитый профессор:
Что воблы не могут
Плыть в облачках,
Что воблы вообще не бывают в очках,
Что вобла с журналом, в очках -
Это вздор,
И верить подобному вздору - позор!
И вобла решила
По небу не плыть,
И даже очки перестала носить,
И больше журналов она не читает -
Обидно читать,
Что тебя не бывает!

***

МИЛАЯ ДЕТСКАЯ РЕЧЬ:
В минуту отчаяния, в сердцах спрашиваю свою четырёхлетнюю дочку Дашеньку:
— Когда же я, наконец, буду счастлива?
Она берёт моё лицо своими ладошками и говорит:
— Я твоё счастье, мамочка — говорящая игрушка Даша!
http://vk.com/roditeli_tss?w=wall-15802074_5006/all

***

ГОВОРЯТ ДЕТИ:
Федя (7 лет) сегодня рассказал сказку сестричке. Коротенькую такую сказку. Делюсь:
— Жил-был принц. Он очень сильно любил принцессу из другой страны. И сделал он ей предложение. А принцесса взяла и отказалась выходить за принца замуж... И жил этот принц долго и счастливо.
http://vk.com/roditeli_tss?w=wall-15802074_5013/all

***

 

 

 

 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!