на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в "игровую"

Коллекция корекционно-развивающих и психотерапевтических игр для всей семьи и детско-родительской группы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста


   Это игры, имеющие коррекционно-развивающее и психотерапевтическое значение. Они могут использоваться в групповом и индивидуальном варианте, и надо иметь в виду, что эффекты в разных случаях могут сильно отличаться друг от друга. Вкратце можно сказать, что в случае каждого ребенка мы можем получить лишь тот результат развития и выздоровления, к которому он был вполне готов. Т.е. мы можем работать только в зоне ближайшего развития ребенка и его родителей. Все прочее просто пока им недоступно и будет лишь на следующей ступени по достижении надежного усвоения предыдущей. Метафор развития есть немало, но все они (лестницы, витки спирали, факел эстафеты) подразумевают необходимую связь этапов. Представьте себе, что мы захотим получить цыпленка из недосиженного яйца или вызовем искусственные преждевременные роды у млекопитающего.
Наш ожидаемый результат – любая реакция на наши действия. Наша задача – понять потребность развивающейся души, дать ей необходимую пищу, время, пространство.
Игровой контекст наиболее естественный для ребенка вышеуказанного возраста, он сам по себе является пищей для детской души, значит, нам остается улавливать нюансы.

Игры, направленные на телесное отреагирование агрессии в парном и групповом взаимодействии:

1. Петухи. Игроки делятся на пары, примерно подходящие по физическим параметрам и наскакивают друг на друга на одной ножке, заложив руки за спину и стараясь столкнуть друг друга с места.

2. Перетягивание каната. Игроки делятся на две команды, примерно равные по силе (можно с одной стороны быть 1-2 взрослым, а с другой – всем детям), каждая команда тянет канат (скрученное полотенце) на себя. Со стороны детей желательно иметь страхующего (на которого они смогут падать).

3. Спарринг руками (игра из телесноориентированного тренинга Марии Почукаевой, г. Москва). Соперники в парах становятся против друг друга на расстоянии вытянутых рук и упираются друг в друга ладонями. Они стараются сдвинуть друг друга с места, а сами – остаться на том же месте. Касаться друг друга строго только ладонями, можно отрывать ладони и делать обманные движения, но ни в коем случае не пихать противника в иное место, кроме ладоней.

4. Люди и крокодилы (модификация игры из телесноориентированного тренинга Марии Почукаевой, г. Москва). Игроки делятся на две команды. Одни – люди. Другие – крокодилы. Крокодилы хотят утащить к себе в логово людей, а те стараются каким-то образом защитить себя и пробуют для этого разные способы. Ведущий старается обойтись без подсказок и напоминает взрослым о профилактике травматизма. Информация для ведущего: сначала пытаются выжить в одиночку, потом парами и тройками, потом догадываются защищать табор в кольце старших. Сначала лицами внутрь, подставляя беззащитную спину, потом, наконец, лицами наружу с активными ногами. Мастерство ведущего в том, чтобы иметь достаточно выдержки и ограничиться лишь направляющей помощью.

5. Репка. Можно играть в парах, тогда один – репка, другой – дедка. Но интереснее – группой – со всеми положенными персонажами. Репкой м.б. взрослый, «вытащить» которого совсем непросто и может понадобиться несколько детей.

6. Цепи кованые. Играть лучше на улице, со страхующим, который будет ловить бегущих после прорыва цепей. Двое взрослых держатся за руки на уровне пояса бегущего ребенка настолько сильно, чтобы руки были серьезным, но не окончательным препятствием. Делается несколько попыток до удачного прорыва цепей.

7. Вышибалы. Это тоже уличная игра (в крайнем случае, в спортивном зале). Игроки делятся на две команды, одна делится на две части, которые распределяются по двум сторонам поля, у них мяч. Мячом они выбивают членов второй команды, которые стараются увернуться от удара или приобретают «запасные жизни», поймав мяч. Обладатель запасной жизни, будучи выбитым, не удаляется из игры, а использует свой бонус для ее продолжения. Полностью выбитая команда меняется местами с другой.

8. Ножки. Два игрока опираются друг другу на плечи и стараются наступить на ногу партнера, оберегая свои собственные. Получается своеобразный танец.

9. Ручки. Игра в парах, как и предыдущая. Один игрок держит руки другого на своих ладонях (ладонь к ладони) и слегка подбрасывает их несколько раз. В какой-то момент он хлопает по верхним ручкам. Задача «верхнего» игрока быстро убрать ручки из-под удара. Кто ухлопал, получает очко. Их можно считать и выявлять победителя.

10. Вампиры (модификация игры из одного давнего тренинга на мастер-классе по арт-терапии). Все нормальные люди, один – вампир. Дело происходит ночью, все бродят в темноте (с закрытыми глазами). Вампир ходит с вытянутыми вперед руками, когда он встречает человека, хватает его, обнимает, жертва дико кричит. И превращается в вампира. Теперь уже два вампира бродят среди людей и хватают их. Когда встречаются два вампира, они хватают друг друга и превращаются… в людей. Ведущий волен остановить игру на любом поголовье вампиров и людей, но лучше дождаться устойчивой тенденции.

11. Комната страхов. Сенсорные игры с закрытыми глазами. Все сидят в круге с закрытыми глазами. Ведущий тихо прикасается ко всем по очереди разными предметами – мокрыми, колючими и т.д. Затем обмен впечатлениями и предъявление страшилок.

12. Привидения. Нужны старые простынки для костюмов привидений, которые не жалко порезать в нужных для глаз и рта местах. Игра произвольная, в духе «Малыша и Карлсона» - с погоней, визгом, уймой адреналина и радости полных штанов. Очень важно провести профилактику ненужных осложнений в виде страхов маленьких детей и сердиток непредупрежденных взрослых.

13. Бумажные снежки. Не всегда на улице лежит снег, не всегда температура воздуха около нуля и не всегда дети здоровы, чтобы играть на улице. А ведь хочется! Нет проблем: хорошенько мнем любую бумагу в плотные комки, складываем в «патронташ» или колчан, делимся на 2 команды или просто играем в паре. Хорошо иметь предварительный уговор – совместная уборка снежков после окончания баталии. Конечно, самые хрупкие части интерьера надо на всякий случай убрать или защитить. И помнить, что иногда даже бумажка может влететь вполне болезненно. Вариант игры: метать снежки в реальную или нарисованную цель – на меткость, например, в игрушку-льва или кого-то другого. Получится сафари. Возможна неагрессивная модификация этой игры – в ловушку. Ловушкой м.б. шляпа, миска и т.д. Один ловит, второй старается попасть. Цель - достижение хорошего взаимопонимания и взаимодействия, оно будет переноситься и на другие ситуации общения.

14. Сафари с боксерскими перчатками. Сначала это спарринг, в котором один из соперников (ребенок) в перчатках, другой держит большую мягкую игрушку, имитируя нападение. Один мальчик-дошкольник развил идею спарринга дальше, попросив папу бросить ему навстречу сразу двух «хищников» и отбивая их на лету своими мощными руками в боксерских перчатках. Это его так увлекло, что другие игровые искушения просто не работали, пока он десятки раз не отбил воздушной атаки.

15. Серсо. Это классика: один игрок держит шпажку, на которую второй набрасывает кольца. Выход агрессии происходит за счет пронизывающих пространство и кольцо движений, а в ходе игры становится все лучше взаимное чувствование и действие.

16. Воздушные гимнасты Дракон и летающая Собачка. Дракон – игрушка-ловушка с большой пастью-перчаткой. Еще он – кетчер (ловец) – если провести аналогию с бейсболом. Только в этом бейсболе нет игрока с битой. Собачка летит из рук мамы или папы по направлению к Дракону-кетчеру. Его задача – вовремя разинуть пасть и схватить Собачку. Игроки могут меняться ролями по желанию. Вместо Дракона и Собачки могут быть любые другие персонажи, которых удастся купить или самостоятельно сделать (сшить или связать). Здесь эффективное взаимодействие тоже развивается далеко не сразу, и его динамика обычно доставляет большое удовлетворение обеим сторонам.




Голосовые упражнения на снятие эмоционального напряжения

1. Три потерявшихся стада (игра из телесноориентированного тренинга Марии Почукаевой, г. Москва). Каждому игроку шепотом сообщают его роль (это больше для интриги, чем для пользы дела): коровы, овцы и лошади. Затем ведущий договаривается с группой, как будут звучать животные, например: «му», «бе», «и-го-го» (или «й-а-а-а-а-а»). В общем, главное, чтобы все нашли «своих». По сигналу ведущего все закрывают глаза (ведь они потерялись и уже ночь) и начинают звучать. Выигрывает то стадо, которое первым полностью собралось. Это отслеживает ведущий.

2. Пароходы в тумане. Игроки – корабли в море, на море сильный туман. Корабли гудят, чтобы не столкнуться в тумане и бродят по своим маршрутам. Столкнувшиеся корабли выходят из игры оба и отдают фанты. Потом можно поиграть в «фанты». Играют до сигнала ведущего: солнце встало! Значит, туман прошел и можно открыть глаза.

3. Садовник. «Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме…розы» (например). Ведущий называет один из цветов, которыми до того назвались игроки. Роза быстро откликается: Ой! - Садовник спрашивает ее: Что с тобой? - Она отвечает: Влюблена! - В кого? - Роза быстро отвечает, в кого (на счет садовника «раз, два три»). Если она успевает назвать кого-то, игра идет по новому кругу, если нет, роза выходит из игры, оставив фант. Садовник снова начинает игру.

4. В цирке – дрессированные собачки и морские львы. Собачки выполняют команды дрессировщика, в том числе, отвечают на вопросы типа «сколько будет дважды два?», гавкая нужное количество раз. Морские львы играют надутыми воздушными шарами – отталкивая их только головами.


Игры на чередование напряжения-расслабления

1. Море волнуется раз (2,3), морская фигура, замри! Ведущий считает оговоренное число раз. Кто за это время пошевелится, с того – фант.

2. Изобрази: солдата на посту, потом вольного, ребенка, спящего на руках у мамы, сухую макаронину, вареную макаронину, ледяную сосульку, как тает мороженое, как закипает чайник, как надувается и затем лопается шарик (это можно сделать отдельной игрой в парах, где один «надувает», изображая насос, а второй надувается и лопается), мокрую тряпку на заборе, которая высыхает, как тянется жвачка, как летает пушинка, рассыпается куча песка, как дядюшка Скрудж в золоте купается.

3. Черепаха. Она грелась на солнышке и дремала, вдруг прибежала лиса, и черепаха втянула свои ноги и руки под панцирь, замерла. Лисе надоело ждать, она убежала, а черепаха с облегчение вылезла из своего панциря и расслабила лапы. У-ф-ф-ф.

4. Ежики и лисички. Ежики (дети) бегают на четвереньках, лисы появляются, ежики скатываются в клубочки, защищая животики. Спинки у них колючие, и лисы не могут их трогать. Ежики притворяются неподвижными, лисам это надоедает, они уходят, а ежики снова бегают по земле.

5. Царство зверей (игра из телесноориентированного тренинга Марии Почукаевой, г. Москва). Игроки бродят, изображая какое-нибудь животное. Ведущий угадывает кого-либо. Если угадал верно, то зверь расколдован, и они с ведущим вместе угадывают еще кого-то. И так до конца. Нерасколдованные звери средствами пантомимы и звучания еще раз объясняют, кто они, пока общими усилиями не опознаются.


Подвижные игры, просто на сброс избытка энергии

1. Бег в мешках. Это может быть частью эстафеты, проводимой на открытом воздухе.

2. Займи стул или третий лишний. Если игроков мало, то играть можно со стульями, если много, то в третий лишний. Стульев на один меньше, чем игроков. Все бегают кругом, по сигналу ведущего занимают стулья. Оставшийся без стула (пары) выбывает из игры, оставив фант.

3. Глупый щенок. Игроки становятся в колонну, держась за плечи друг друга. Первый игрок (голова щенка) хочет укусить себя за хвост (последнего игрока), тот уворачивается. Задача – сохранить целостность.

4. Слепой кот. Один – кот, остальные мыши. Коту завязывают глаза, он ловит мышей. Кого поймает, тот и кот.

5. Том и Джерри. Один игрок – кот, другой – мышка, остальные – норка, они держатся в круге за руки. Норка пропускает мышку и не пускает кошку, пока кошка как-то не исхитрится проскочить.

6. Лисонька, где ты? Все в круге, ведущий на ухо очень тихо сообщает всем, кто они, назначая зайцев и одну лису. Игроки могут закрыт глаза и отвернуться от центра круга, а ведущий прикосновением сообщит лисе, кто она, проходя по всему кругу. Потом ведущий зовет: «Лисонька, где ты?» Она не отзывается ни первый, ни второй раз, а на третий говорит: «Я здесь!», - и ловит зайцев. Кто успел присесть, тот в «домике», лиса не может его поймать. Ловит только бездомных зайцев, берет с них фанты.


Нейропсихологические игры, направленные на формирование реципрокности и дифференцировки движений, уменьшение синкинезий
 

  Реципрокность это согласованность движений левой и правой половин туловища, синкинезии - связанные друг с другом движения разных групп мускулатуры, лишние в достижении цели и отнимающие силы, например, дети, когда учатся писать, высовывают язык и изгибают спину от генерализованного старания. 

1. Ладушки. Простые и с вариантами (можно толкаться не только ладошками, но и локтями и коленками, прямо и крест накрест), в сопровождении какой-нибудь считалки (дети их обычно знают много). Важно соблюдение ритма. Можно передавать ладушки по кругу, каждый проговаривает очередные слова, с новым кругом начинается новое движение.

2. Чики-брики, пальчик выкинь! Игроки в круге выкидывают обе раскрытые к себе ладони. Ведущий «считает», на последнем слоге очередной пальчик загибается и так держится дальше. Ведущий продолжает считать, пока не останется последний пальчик. Его обладатель становится ведущим.

3. Игры в хлопушки. Игроки в круге раскрывают руки ладонями вверх так, что держат на своей правой ладони руку игрока справа, а свою левую кладут на ладонь игрока слева. По кругу начинается считалка (лучше посолонь), на каждом такте которой очередная правая ладонь хлопает руку соседа слева, лежащую на левой ладони. На последнем такте считалки игрок должен успеть убрать свою руку, чтобы ее не хлопнул сосед. Кто проиграл, выходит из игры. Каждый вышедший отдает фант. Тексты считалок. Летела ворона в голубых панталонах, села в автобус под номером… (называется какая-нибудь цифра). Летели дракончики, лопали пончики, сколько хотели, столько и ели – цифра. Летела корова, ляпнула слово, какое? – называется слово и по одной букве проговаривается игроками. Шла собака по роялю и нажала ноту…

4. Рождение Буратино (вариант игры из коллекции нейропсихологических игр М. и Н. Семаго). Каждый в группе – Буратино. Помните. Как он рождался? Сначала вылез любопытный нос. Игрокам разрешается пошевелить носом (и больше ничем). Затем открылся левый глаз, потом правый, они стали осматривать все вокруг (можно шевелить носом и вращать глазами, и больше ничего). Затем папа Карло сделал ему правую руку и проверил, как она работает. Ведущий показывает, как движется рука только в плечевом суставе. Потом – в локтевом. Потом – в лучезапястном (изучаем заодно анатомию). Потом посгибал пальчики. То же самое проделывается со второй рукой и с каждой ногой (там суставы соответственно тазобедренный, коленный и голеностопный), сидя на стуле, а лучше, лежа на полу. Потом Буратино встал и наклонился всем телом вперед и назад, вправо и влево.

5. Камень-ножницы-бумага. Игра пришла к нам с востока, ее китайский аналог – шоушилин, японский – дзянкэн. Камень сильнее ножниц (он их может затупить), ножницы сильнее бумаги (режут ее), бумага сильнее камня, (она может его накрыть). Аналогичные игры – «утка-озеро-ружье» (утка сильнее озера, озеро сильнее ружья, ружье сильнее утки). «Лазер-зеркало-паук» (лазер сильнее паука, но его отражает зеркало, а паук сильнее зеркала, потому что может затянуть его паутиной). Игроки одновременно отбивают ритм кулаками, произнося: «камень, ножницы, бумага, раз два, три! На счет «три» выбрасывают вперед руку, принявшую форму выбранного элемента игры. Бумага – раскрытая ладонь, ножницы – два разведенных пальца – указательный и безымянный, камень – кулак. Смысл в чередовании тем и смене положений руки. Так – утка может быть кулаком с разогнутым вверх большим пальцем, ружье – двумя сомкнутыми указательным и безымянным пальцем, направленными вперед, озеро – ладонь, раскрытая вверх. Лазер – один палец вперед, зеркало – ладонь вертикальная, паук – скрюченные пальцы горстью направлены вниз. Кроме моторной тренировки дети получают наглядную практику чередования позиций силы и слабости, колебаний их соотношений в паре и больших группах. Оказавшийся самым сильным в игре может получить право назначать задания более слабым, например, по варианту заранее подготовленных фантов. Слабый обязан выполнить – таков закон жизни. В следующий раз этот солдат может стать генералом и сам давать задание. Мы должны уметь эффективно проживать разные роли и развивать качество социальной гибкости.


Игры на восстановление доверия и построение отношений в паре и группе (психогенетические упражнения на имитацию базовых перинатальных матриц)

1. Дерево и слон (игра из телесноориентированного тренинга Марии Почукаевой, г. Москва). Игра в парах: родитель и ребенок. Родитель сначала становится деревом, а ребенок остается самим собой. Ребенок может виснуть на нем, опираться, пытаться залезть, дерево лишь может прогнуться, не имея возможности защититься. Затем взрослый становится слоном, теперь он может выражать свои чувства в зависимости от поведения человека – переступать, уйти, рассердиться и поднять ногу, схватить хоботом обидчика, поднять его в воздух. Человеку приходится подумать, как себя вести, чтобы слон пошел за ним охотно. Возможен вариант перемены ролей в случае со слоном. Родителям приходится искать подход к своим слонятам, чтобы те пошли за ними.

2. Ежик в тумане (это вариант игры из коллекции «ИНТЭКС-терапии проф. Ю.С. Шевченко «Дока-хлеб»). Помните, как ежик шел-шел по туману и свалился в реку, и она его понесла куда-то, а он лежал в воде тихонько и плыл. Взрослые устраивают «ручеек», встав парами лицом друг к другу и совместив руки таким образом, что тот, чьи руки внизу, фиксирует локтевые суставы верхних рук. Этого вполне достаточно для прочной конструкции ручья. Т.е. ежика принимают верхние руки раскрытыми вверх ладонями. Достаточно двух пар взрослых. Ежик становится на небольшое возвышений, наиболее осмелевшие ежики падают в ручей со стула, ручей мягко ловит их и некоторое время несет по течению, вынося ежика «на берег». Берег может становиться все более высоким (стол и т.д.). Падать можно не только спиной (солдатиком), но и вперед с вытянутыми вперед руками. Ручей должен позаботиться о том, чтобы на руках не было колец и часов, лучше снять очки и беречь свои лица от ежиков. Если группа большая, то надо использовать возможность более длительного плавания ежика в ручье, при этом он передается руками по течению от одного взрослого следующему, и так до конца. В конце ежика бережно снимают на берег.

3. Полет на ковре-самолете. На прочном покрывале по очереди катают всех детей, можно спрашивать, что они видят в полете. Иногда ребенок просит закрыть его с головой. Это значит, что он нуждается в регрессивном варианте игры, имитации внутриутробного комфорта и безопасности. Эту просьбу нужно выполнить и просто сделать так, как лучше ребенку. В свое время он сам откроется и попросит катать его как можно выше. Это готовность к символическому рождению, активному способу преодоления трудностей. Тогда можно устроить «рождение» на что-то мягкое типа дивана по варианту «бух!» Только нужно заранее договориться, чтобы не получился «выкидыш». Иногда робкие, неуверенные дети или, напротив, ведущие себя вызывающе негативно, отказываются покататься. Как правило, им нужно лишь убедиться в честности и серьезности намерения взрослых, Тогда первыми пассажирами ковра-самолета могут стать "Белка и Стрелка" - кто и что угодно. При виде летающего льва у самого упертого негативщика или трусишки появляется желание испытать самому ощущение полета. Ведь об этом издревле мечтало все человечество!

4. Карусель. Папы или мамы по очереди кружат детей, держа их за руки или подмышки то в одну сторону, то в другую.

5. Падение Шалтая-Болтая. Все слышали про то, как падал Шалтай-Болтай, но есть про него и другая история, о том, как он свалился в гнездо. «Гнездо» - мама, она сзади ребенка. Она поддерживает его ладонями в области лопаток или подмышки, «болтает» его вперед и назад, право и влево, делая это медленно и бережно (как яичко), сажает его на пол, снова покачивает в разные стороны, по окружности, поднимает и сажает снова, пока ШБ не станет мягким и податливым. Потом ШБ свалится со «стены» (со своего месту на полу) назад, в руки мамы, «в гнездо». Это делается по сигналу готовой мамы (хлопок в ладоши). Падать надо спокойно, не двигая ногами, «солдатиком». ШБ падает столько раз, сколько нужно для спокойного выполнения этой процедуры.

6. ШБ в фарфоровой стране. ШБ оказался в команде путешественников в Изумрудный Город, вместе с девочкой Дороти, Страшилой, Железным Дровосеком и Трусливым Львом. Это, конечно, наша выдумка, но в сказках, чего только не бывает. А в сказочной истории Фрэнка Баума друзья однажды попали в фарфоровую страну, которая представляла собой гигантскую миску с высокими краями. Наверх они попали с помощью срубленного Дровосеком дерева и оказались на стене, совершенно гладкой и очень высокой. Далеко внизу расхаживали кто куда крохотные фарфоровые человечки, и лошадки и собачки. Как попали вниз путешественники, не разбившись сами и не разбив местных жителей вместе с их тарелкой? – этот вопрос можно задать ребенку, чтобы он попробовал угадать сам, если, конечно, не знает наверняка. Можем помочь ему, направив мысль на особенности членов команды. Что будет, если упадет каждый из них? Ага, уже начинаете понимать. Конечно, первым упал мягкий и легкий Страшила и частично распотрошил себя, подстелив «соломки» своим друзьям. На него прыгнули все остальные. В игре мы идем на все больший экстрим по мере роста доверия маленьких игроков своим взрослым товарищам. Ребенок в этом варианте стоит на столе или подоконнике (начать нужно со стула) и падает стойким оловянным солдатиком на руки родителей или любых других взрослых. Взрослые стоят напротив друг друга с вытянутыми навстречу руками. Нижние руки плотно идут под верхними и ладонями плотно охватывают их локти. Этого вполне достаточно для надежной поддержки. ТЗ (техника безопасности) состоит в том, что головы взрослых немного откинуты назад, чтобы ШБ не врезался в них, руки д.б. свободны от часов и колец. Расстояние между левыми и правыми руками должно соответствовать росту ребенка и высоте падения. Если взрослых больше, они пристраиваются в «ручеек». Падать можно передом (не так страшно), потом задом (это уже 100% доверие). По мере преодоления неуверенности и страха удовольствие от фарфоровых падений мало с чем сравнимо (ради него взрослые экстремалы падают на резинках с мостов).

7. Шалтай-Болтай в большом гнезде. Это третий этап игры в ШБ. ШБ – один из детей, все остальные – «гнездо», стоят тесно, лицом в круг, раскрытыми ладонями вперед. ШБ внутри, его бережно подталкивают ладонями по кругу, который должен быть узким настолько, чтобы ноги ШБ не отрывались от опоры. Он «болтается» в круге под считалку: ШБ свалился в гнездо, Ш-Болтая поймало оно, и вся королевская конница, и вся королевская рать не могут ШБ забрать. В конце другие слова: Шалтай-Болтай увидел свой сон, зевнул, потянулся, и выскочил вон. Ему нужно пробиться через «гнездо» самым решительным образом. «Гнезду» же надо уточнить, когда ШБ готов: ну как, ШБ, с выходом? Во время второй считалки гнездо начинает пихать ШБ более интенсивно, побуждая к выходу. Эту игру можно модифицировать для одной семьи, тогда гнездом будут стоящие лицом друг к другу родители или мать и психолог, а ШБ будет болтаться от одного к другому как маятник. Если ребенок не готов «болтаться» маятником, слишком тревожен и готов доверить себя только маме, гнездо имитирует она одна – посадив ребенка с согнутыми в коленях ногами к себе на колени, обняв его руками и покачивая.

8. Освобождение Шалтая-Болтая. Учитывая одну из версий природы ШБ (он яйцо), некто уже проклюнулся из него, но еще предстоит полное освобождение. Птенцу это сделать нисколько не легче, чем родиться ребенку. (Комментарий для ведущих). Дальше – для группы. Мало было выбраться из гнезда, оно оказалось в глубокой щели между стволом и крепкой веткой. Ему еще нужно преодолеть узкую щель. Ее моделируют накрытым тканью рядом стульев, между ножками которых надо проползать (всем, и взрослым и детям), или двумя шеренгами взрослых, стоящих близко лицом друг к другу, или дети проползают между ногами взрослых, стоящих в колонне. Можно чередовать все эти способы до возможно полного удовлетворения потребности детей.

9. Стена альпиниста (игра из коллекции «ИНТЭКС-терапии проф. Ю.С. Шевченко). Игроки становятся «стеной», лицом к «пропасти», стоя на воображаемом или реальном краю, и крепко держась друг за друга. По одному крайние игроки в одном направлении начинают путь по краю отвесной стены, держась за ее «выступы», т.е. за своих товарищей. Пройдя всю стену, становятся ее краем, держась за своего соседа. Затем идет следующий и присоединяется к первому, и так до тех пор, пока все не пройдут стену. Суть в том, чтобы «стена» не играла в поддавки с альпинистом, он должен сам проявить настойчивость и цепкость. При наличии реального возвышения (край сцены, например) внизу работает страхующий, чтобы поймать потерпевшего неудачу альпиниста.

10. Лиса Алиса и кот Базилио на болоте (модификация игры из телесноориентированного тренинга Марии Почукаевой, г. Москва «Поводыри и слепцы»). Расставляют стулья на ширине детского шага – это кочки. Алиса и Базилио в поисках Буратино забрались в болото, и им пришлось идти по кочкам. Базилио с завязанными руками идет по кочкам, осторожно переступая, Алиса ведет его за руку, предупреждая об опасности. Хоть они и мошенники, но друг друга стараются поддерживать. Потом они меняются местами.

11. Алиса и Базилио в лесу. Они вышли из болота, и лиса ведет кота через лес, перелезая стволы, обходя деревья и кустарники. Она простудилась и охрипла, ведет кота молча, но аккуратно, предупреждая его прикосновениями, давая направление движению. Кот имеет право все ощупывать и проявлять доступную ему меру активности. Потом они меняются ролями.

12. На лыжах-самоходах. Ребенок становится на ноги родителю, тот делает шаги, неся на себе ребенка и придерживая его. Тот просто держит ноги как на лыжах и идет, куда они его несут.

13. Путаница. Игроки берутся за руки и перепутываются. Предварительно выбранный «распутанник» терпеливо и внимательно распутывает игроков, не разрывая соединенных рук.

14. Узнай меня. Мамы с закрытыми глазами узнают своих детей по рукам, потом дети – мам (кольца и другие предметы с рук надо снимать).

15. Пластилиновый ребенок (авторская игра). Ребенку предлагается стать пластилиновым. Мама его разминает, хорошенько, но не бодряще, а расслабляюще (утром можно это делать бодряще, энергично, со щипками и похлопываниями). И приговаривает:

Кем ты станешь?
Кем захочешь -
Киской, рыбкой, человечком,
Черепашкой смелой ниндзя
Или страшным динозавром.
Сам ты слепишься до утра,
Утром встанешь, скажешь: Здравствуй!
Здравствуй, мама, видишь, кто я?"


Хорошенько размяв и погладив, мама может поцеловать ребенка волшебным превращательным поцелуем и пожелать доброй ночи и хороших превращений. Они обязательно произойдут (если честно, они в любом случае происходят), но мамин ритуал способен оптимизировать этот процесс. К теме совладания со страхами это упражнение имеет самое прямое отношение.

16. Пигмалион и Галатея. Модификация игры "фотограф». Можно, чтобы один (двое - мама-сын или ребенок-ребенок) были режиссерами, а остальные люди в группе - пластилиновым тестом. Из них можно что-то лепить, строить - дорогу, дом, кучу-малу, мост, забор, существо. Композиция фотографируется.
Потом режиссер(ы) закрывает глаза - а картинка изменилась. Он смотрит - и понять не может, пытается угадать, что изменилось, и сказать об этом. Это упражнение на созвучие идее. Насколько пластилин готов вместить идею автора, а автор во время лепки передать ее пластилину. Можно смотреть тенденции к разрушению и творчеству, смотреть, сколько нужно времени, чтобы наиграться в разрушение и перейти к созиданию, а может, просто рассмотреть возможности вариативности пластики пластилиновых форм. Можно сразу оговорить, что мы снимаем мультик и двигаться надо постепенно (изменение поз, с фотофиксацией каждого сюжета).

17. Остров (игра из телесноориентированного тренинга Марии Почукаевой, г. Москва). Задача группы – уместиться на островке (газета, коврик, одеяло), так, чтобы всем хватило места. Потом остров уменьшается вдвое путем сворачивания, а группе приходится потесниться. Это делается до тех пор, пока степень тесноты не станет подобной Теремку.

18. Бантик. Это игра в парах. Один партнер использует свою правую руку, другой – свою левую. Т.о. рук – две. Им надо вместе завязать бантик, застегнуть и расстегнуть пуговицу, молнию, подмести пол и т.д. Вариант игры за компьютером (для ребенка, постигающего азы грамоты): ребенок сидит на коленях и набирает слово, а мама кнопкой мыши сохраняет его результат.


Развитие когнитивных функций (памяти, концентрации внимания, пространственно-действенного мышления, внутреннего плана действий, системы координат)

1. Поиски клада. Играть можно в помещении или на улице, т.е. согласно нарисованной карте местности, разместив записки с указанием дельнейшего пути и клад. Хорошо привлечь к этой работе кого-то из старших детей или одного из пап. Схема местности составляется достоверно и понятно, делаются копии по числу пунктов эстафеты. На каждой карте указан путь до следующей точки, где будет обнаружена карта с отмеченным следующим отрезком пути, и так до финиша, где будет клад (какой - зависит от фантазии взрослых и понимания ими актуальных потребностей детей).

2. Поле чудес. Играть можно двумя командами. Одна задумывает слово и рисует клетки на листе бумаги. Вторая – отгадывает, используя три подсказки (помощь зала, звонок другу и подсказка загадавших).

3. Парочки. Для этой игры нужно два комплекта одинаковых изображений (можно взять любой набор детского лото или купить готовую игру). В групповом варианте карточки перемешиваются и раскладываются квадратом рубашкой вверх. Игроки рассаживаются кругом и по очереди поднимают две любые карточки и всем показывают. Кто достает пару одинаковых, забирает их себе. Побеждает тот, кто набрал больше всех парочек.

4. Русское лото. Без комментариев.

5. Пуговицы. Заготавливаются для каждой пары игроков парные игровые поля из картона на 6, 12, 24 клетки (сторона клетки 3-4 см). Для каждой пары нужен набор пуговиц – 10 штук (можно монетки). Перед каждым партнером свое поле, между ними – барьер, который мешает видеть поля друг друга. Один игрок выкладывает на малом игровом поле 2-3 пуговицы, убирает барьер на 2-3- секунды, возвращает его на место. Второй игрок раскладывает пуговицы у себя таким же образом. Потом – сверка и смена ролей. Игра идет по нарастающей степени сложности, со сменой игровых полей и увеличением количества пуговиц.

6. Спички. Играют так же двое, с барьером, только на сей раз игроки выкладывают из спичек несложные узоры, которые тоже показывают на 2-3 секунды и воспроизводят у себя.


Развитие первой сигнальной системы (языка жестов и телодвижений) и умения работать в команде

1. Игра-пантомима «Потерялся песик». Может быть котик или попугай, это не важно. Каждая семья получает задание – показать историю о том, как потерялся песик, и что из этого вышло. Семьи по очереди показывают свои версии, потом обмениваются вербально.

2. Крокодил. Игроки делятся на две группы. Одна показывает пантомимой (выбранный ими игрок) задуманное слово (можно сказочный персонаж), а вторая – угадывает. Потом меняются местами.

3. Передай подарок. По кругу люди передают другу «подарок». Сначала изображают, что это, а потом отдают. Закончив круг, все сообщают друг другу, что получили в подарок. Ну и получают еще кое-что – обратную связь.

4. Мячи в круге (вариант игры из коллекции «ИНТЭКС-терапии проф. Ю.С. Шевченко). Их может быть 2-3 (не обязательно мячи, можно мягкие игрушки). Играют молча, находя взглядом человека, готового поймать твой мяч, только тогда бросают. Из игры выходит тот, кто не «договорился» взглядом с потенциальным партнером, чей мяч оказался на полу, или тот, кто дал понять, что готов поймать, но не смог. В сомнительном случае все могут получить еще один шанс. Играют до тех пор, пока не остается 2 игрока (лишние мячи выбывают из игры). Они и будут победителями.

5. Телепатия (игра из коллекции «ИНТЭКС-терапии проф. Ю.С. Шевченко). Играют двое (мама и ребенок сначала, потом любая комбинация членов семьи и группы). Ясновидящий держит в своих руках руки «транслятора». Тот не должен ничего говорить, лишь представлять себе некоторые несложные вещи. Первое упражнение: сладкое-кислое-горькое-соленое. Транслятор задумывает один из этих вкусов и «кладет» себе в рот что-то такого вкуса, пробует. Телепат угадывает с трех попыток, что за вкус во рту напарника. Следующее упражнение: твердое-мягкое-теплое-холодное. Проводится аналогично. Еще одно с цветами: синий-красный-желтый-зеленый. Потом игроки меняются местами.

6. Зеркало. Сначала оно правильное. Игроки располагаются лицом друг к другу. Один – зеркало, второй смотрится в него и пробует разные выражения лица. Зеркало старается точно его отразить. Потом зеркало становится кривым и передразнивает партнера. Потом они меняются местами.

7. Разговор через стекло. Две команды разделены «стеклом» и не слышат друг друга, они могут только объясняться жестами. Одна хочет сообщить другой, например, что вылет самолета отложен до завтра. Все игроки могут пытаться донести свое сообщение через «стекло». Вторая команда, угадав, говорит вслух свою версию. Потом они меняются местами.

8. Танец сидя. Группа сидит в круге. Под музыку начинают танцевать всем телом, слушая ритм и находя в себе его центр, отзывающегося на ритм музыки. Можно танцевать только руками, только пальцами… Можно танцевать лежа. И стоя тоже, и на бегу.

9. Колечко-колечко. Старинная детская народная игра. Все сидят в один ряд, достаточно тесно, чтобы чувствовать друг друга. Ведущий держит между ладонями маленький предмет, он показывает его остальным игрокам и начинает проходить всех игроков подряд, проводя своими сомкнутыми ладонями с «колечком» между сдвинутыми ладонями каждого человека. Кому-то он роняет колечко в его ладони, стараясь сделать это незаметным движением, и продолжает проходить всех до конца. Потом отходит назад и громко говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Обладатель колечка должен выскочить вперед, а остальные его – удержать. Если удается удержать, ведущий остается прежним и повторяет все с начала. Если игрок с колечком вырывается вперед, он становится ведущим.

PS. В части упражнений  мне удалось вспомнить источник и автора, в части - нет. Коллекцию собирала долго, лет двадцать, отбирая самые удачные варианты для работы с детьми, можете использовать, ссылаясь на собирателя и соавтора коллекции. Интерпретации и ремарки авторские, естественно, каждый может увидеть свои смыслы и возможности в каждом из упражнений, как и свои собственные модификации и прочтения. Что касается иллюстраций к упражнениям, они будут появляться постепенно, по мере создания.

© С уважением и пожеланием удачи в работе и просто общении с детьми - Елена Прудиус, 2013.


 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!