на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в "игровую"

Самые ранние игры, их роль в успешной социализации ребенка

    Самые первые действия ребенка играми,  строго говоря,  не назовешь.  Но это их предтечи.  Ребенок занят сенсорным наполнением своих еще пустых мозговых ячеек.  Иногда приходится сталкиваться с мнением родителей и даже дипломированных воспитателей о том,  что ребенка нужно приучать оставаться одному,  что есть опасность избаловать его,  если он много времени будет проводить на руках.  Это не верно просто потому,  что малыш примерно до 2-х лет своей жизни еще не является манипулятором,  он еще не отделяет себя достаточно четко от окружающего мира и руководствуется в своем поведении лишь необходимостью,  которую диктует ему природа и программа развития.  Если он плачет, а потом успокаивается на маминых руках,  значит,  сейчас он нуждается в контакте с ней,  в ее тепле,  биополе,  эмоциях,  защите.  Сейчас уже ни для кого не секрет,  как полезны в наш цивилизованный век приспособления для переноски детей,  которые использовались раньше только отсталыми с точки зрения европейца,  народами. 

  Человеческое дитя рождается на свет фактически недоношенным,  физиологически незрелым.  Это компромисс природы,  примиряющий две необходимые для женщины функции - прямохождение и деторождение.  Если бы женщина рожала физиологически зрелого ребенка,  размеры его головки требовали бы гораздо более широких родовых путей и такого широченного костного таза,  при котором женщина не смогла бы ходить,  не то что бегать.  Итак,  ребенка нужно носить,  потому что он еще не может этого делать сам,  а потребность в насыщении информацией уже есть.  Это реализация одного из базовых инстинктов любого живого существа - не только человека - ориентировочно-исследовательского инстинкта,  который обеспечивает нам познание своей среды и контроль над ней.

  Поэтому когда ребенок требует,  чтобы его взяли на ручки и подносили к разным предметам,  чтобы он мог их рассмотреть и потрогать,  он реализует насущную потребность своего голодного и пустого мозга.  И чем больше и разнообразнее будет эта информация,  тем быстрее и качественнее происходит развитие ребенка. Подвижный,  всюду лезущий и  все трогающий малыш,  абсолютно нормален,  только он нуждается в постоянном внимании,  целью которого является создание достаточной безопасности для его действий.  Ведь все равно он когда-то залезет на стул и стол,  когда мы отвернемся на минутку.  Уж лучше убедиться,  что он умеет это делать хорошо.  Если мы живем на берегу реки,  то должны научить ребенка хорошо плавать.

  Вот и первые игры малыша - это "трогалки",  "щупалки",  "нюхалки",  "кусалки",  "лазалки" и т.д. Они обеспечивают необходимые знания о мире предметов,  развивают моторную ловкость,  умение владеть своим телом и органами чувств,  чувствовать  других людей,  готовят его к общению и творческой активности.

  Что делать, если внимание ребенка привлек явно не подходящий предмет - грязный, опасный,  ценный?  Примерно до 3-х лет детей сравнительно легко можно отвлечь,  переключив их внимание на нечто,  не менее интересное.  Его можно унести из неподходящего места (пока дитя поперек лавки помещается).  По мере роста детей в словаре появляется "нельзя" - очень неприятное,  но необходимое слово,  т.к. обозначает границы безопасности для ребенка.  Конечно,  они их нарушают,  но будучи предупрежденными,  быстрее проходят обучение собственным опытом.

  Период первого года жизни таким образом  с его,  казалось бы,  бессмысленной активностью,  является базой дальнейшего развития интеллекта и характера,  окном в большой мир. 

    Какие же игры хороши и полезны ребенку в этот период?  Они всем известны:

  • младенцам подвешивают в кроватке погремушки,  чтобы они могли рассматривать и трогать их,  реализуя свой хватательный рефлекс и крепость ручек.  Погремушки желательно менять время от времени,  чтобы новый объект обеспечивал интерес ребенка.

  • висение ребенка,  уцепившегося за пальцы рук взрослого - это и эмоциональный контакт и развитие силы в руках

  • щекотание малыша,   похлопывание,  легкое трясение - хорошие физические и эмоциональные стимулы; например, идет коза рогатая за малыми козлятами  (пальцы взрослого шагают по тельцу ребенка),  забодает-забодает-забодает! (пальцы "бодают" малыша,  отчего он хохочет и требует повторения)

  • дети обожают различные пространственные перемещения,   помогающие сохранить и развить  возможности своего вестибулярного аппарата,  который позволяет им чувствовать себя комфортно в мамином теле,  кувыркаясь в околоплодных водах (у взрослых потом  эта функция постепенно атрофируется,  если ее не тренировать специально) - кувырки на руках родителей,  подбрасывания,  сначала без разрыва контакта с руками взрослого (получается что-то вроде лифта),  карусель вокруг взрослого,  качалки на коленях с внезапными провалами между колен ("ехали-ехали за орехами,  в ямку - бух!")

  • прятки - то взрослый, то ребенок прячется и потом выскакивает с громким "ку-ку!";  это одна из прививок от страхов внезапного появления, а также - хороший способ контакта с ребенком

  • игры с ручками:  "сорока-белобока кашу варила,  деток кормила:  этому дала (загибают один пальчик),  этому дала (загибают второй пальчик) - пока все,  кроме мизинчика,  не загнут,  а этому не дала:  он дрова не рубил,  воду не носил,  кашу не варил - ему и нет ничего!";  в этой игре кроме развития моторики ручек и эмоционального контакта идет еще закладка традиционной программы отношения к труду

  • "ладушки" - это и эмоциональный контакт, и общение, и чувство ритма и координация движений (развитие так называемой межполушарной симметрии,  слаженного взаимодействия правого и левого полушарий)

  • "топталки" и "раскачки" под музыку - много положительных эмоций и развитие чувства ритма

  • знакомство с домашними животными - полезно в тех случаях,  когда взрослые их не просто любят,  а хорошо знают их повадки и умеют контролировать их поведение, одним словом,  чувствуют себя уверенно с ними;  тогда и ребенок легко перенимает навыки внимательного,  необходимо деликатного поведения с ними;  известно,  что хорошо воспитанная собака может стать ребенку и нянькой и настоящим другом;  о значении животных в жизни детей напишу отдельную статью на странице "сегодня"

  • игры с водой,  песком,  землей,  глиной - все природные среды успокаивают ребенка,  обладают расслабляющим и эмоционально-регулирующим действием;  наша задача - обеспечить их доступность и достаточную безопасность;  особенно хороши переливания воды в домашних условиях - текущая вода оказывает магическое действие на ребенка (если только вы не успели напугать его мытьем головы с попаданием воды и мыла в глаза) 

  Перечень может быть продолжен.  Можно подвести резюме этой странице - в раннем возрасте срабатывает принцип "чем бы дитя не тешилось,  лишь бы не плакало".  Это отнюдь не иронически-снисходительное замечание,  а,  напротив,  полное глубокого смысла.  Все,  что помогает ребенку радоваться,  учит его жить со вкусом,  с радостью, с интересом.  Без чего люди болеют,  ведут саморазрушительный образ жизни и предаются греху уныния.  Буду благодарна за ваши находки,  которые можно будет опубликовать на страничке. 

 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!