на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в "игровую"

Игры исцеляющие

(или игровая психотерапия) 

 

   Процедура их применения еще носит название "игровая психотерапия".   Особенно хорош метод в контексте детской семейной психотерапии,  т.е. терапии при самом активном участии родителей. 

   Дети часто делают вещи,  которые нам не нравятся или пугают,  например,  сталкивают без конца машинки и устраивают страшные аварии,  да еще приговаривают,  кто и как погиб.  Многим родителям так и хочется просто прекратить этот беспредел,  чтобы его вообще не было.  Потому что боятся мрака в душе ребенка,  битвы добра и зла в пользу последнего. 

  А если вы вспомните себя ребенком,  то сможете стать доктором  сказок.  И сядете рядом с ребенком,  и приложите к уху телефонную трубку и взволнованно скажете в нее: «Это 9-1-1?  Срочно пришлите к нам на помощь спасателей и две машины скорой помощи для пострадавших в аварии!  Да-да,  нам очень срочно нужна ваша помощь!».  И тут же перевоплотитесь в прибывших спасателей.  И вы увидите,  как изменятся и посветлеют глаза вашего ребенка,  даже если сначала он будет упрямиться и отказываться от помощи.  Если она будет искренняя,  он поверит вам и позволит спасти себя и свои машины.  Ведь потом еще поработают специалисты на СТО и  врачи в больнице,  чтобы спасти людей и машины…

  А сейчас перенесемся в Лондон времен второй мировой войны.  После бобмежки выжившие дети,  некоторые из которых потеряли своих близких,  стали испытывать страхи и вести себя необычным образом.  Анна Фрейд,  детский психоаналитик,  постоянно находилась рядом с ними.  Она видела,  что дети играют в игры,  очень похожие на то, что дети пережили по-настоящему.  Дети строили дома,  высокие башни.  А потом в небе появлялись "мессершмидты" и сбрасывали бомбы на дома.  Дома взрывались,  люди гибли.  Дети повторяли это в своих играх много раз,  до тех пор,  пока им не становилось легче,  и тогда постепенно их игры приобретали более мирный характер.  Анна Фрейд поняла,  что дети освобождались от тяжелейших переживаний смерти и разрушений,  переводя их в игру.  Становясь игрой,  действиями,  боль постепенно притуплялась,  переливалась изнутри наружу,  становилась терпимой и переставала мешать детям жить дальше.  Ведь,  наверное,  этого же хотели бы их погибшие родители - чтобы дети продолжали жить.  Так родилось понятие игровой терапии.  С тех пор психологи и психотерапевты всего мира стали осознанно применять этот инструмент как лучшее средство помощи маленьким детям,  особенно тем,  кто еще плохо владеет речью,  кому не поможешь словами,  объяснениями.  Этим же инструментом пользуется любой ребенок в своих трудных ситуациях,  когда ему не мешают.   А делают это взрослые часто,  особенно,  мамы,  воспитанные в запрете на агрессию.

  Трехлетняя Катюша однажды ночью проснулась с ужасным криком,  напугавшим мать; "Змеи,  змеи,  красные!"  Девочка рыдала до синевы и показывала ручкой на шторы, потом намертво вцепилась в мать,  но даже на руках успокоилась нескоро.  Несколько дней ей давали транквилизаторы,  но змеи так и не пропали.  В дом пришла беда.  Тогда Катю привели в наш кабинет.  Мы играли с Катей в разные детские игры  про дом,  кормили кукол.  А как бы между прочим,  на полу оказывалась красная скакалка,  про которую никто ничего не знал.  Катя замирала,  хваталась за маму и шепотом спрашивала:  "Это змея?".  Мы вместе подходили к "змее" и осторожно трогали ее,  потом,  убедившись в ее неподвижности,  шевелили ее,  а потом опять занимались другими делами.   Никто специального внимания на "змею" не обращал.  Просто мы были рядом.  Через 2 или 3 недели,  придя на очередное занятие,  мама рассказала сон дочки,  приснившийся нынешней ночью - приходила змейка и сказала ей "До свиданья!"  Больше змеи Катюшу не мучили. 

  Дети так устроены, что одинаково верят тому,  что происходит вокруг них и внутри их воображения,  плохо отделяя одно от другого.  Да что там далеко ходить - и многие взрослые не далеко ушли от них.  Тогда срабатывает принцип: "клин вышибают клином".  Если какое-то переживание прочно застряло в головке ребенка и стало безраздельно властвовать над его жизнью,  только более сильное переживание может его вытеснить,  переключить на себя поток его энергии.  Сильнее страха для детей оказывается гнев,  агрессия,  направленная против пугающего персонажа.  Страх и агрессия - 2 стороны одной медали.  И уходят страхи у детей только через агрессию.  Только зрелым,  по-настоящему взрослым людям, доступен путь сочувствия и милосердия по отношению к обидчику.  Только тем,  кто чувствует себя сильным и понимает действия обидчика как проявления слабости и собственного страха.

  Но пока ребенок повзрослеет,  ему как-то надо справиться с тем,  что сейчас мешает жить.  И мальчик берет в темный коридор фонарик,  чтобы осветить углы и напугать светом своих страшилок,  в поликлинику со страшными врачами берет свой любимый автомат и папину солдатскую фуражку.  А зайдя все-таки в страшный кабинет,  командует: "Руки вверх!".   Не все его понимают при этом,  но некоторые просто серьезно отвечают:  "Сдаюсь.  Ты уж пощади меня.  А,  ну-ка,  вояка,  садись и рассказывай,  что там у тебя болит".

  В нашей "библиотеке" много детской литературы посвящено теме страхов - "Хрестоматия для детей и родителей",  "Мешок страхов",  "Призрак-5" Роберта Шекли и многое другое.  Потом дети могут играть в игры с участием полюбившихся персонажей.  Именно поэтому многие мальчики,  да и девочки обожают Человека-паука - потому что он сильный и умеет побеждать своих врагов.  А девочки играют в Сейлор-Мун (если не знаете,  кто такая,  спросите любого ребенка в садике или в школе).  

  Это был рассказ про так называемую терапию отреагирования,  когда мы помогаем или хотя бы не мешаем выходу из ребенка страха,  трансформированного в агрессию.  У многих родителей бывает страх по поводу того,  что если ребенку позволять быть агрессивным с игрушками,  не будет ли он то же самое делать с людьми?  Ответ: "Нет,  не будет".  Потому что любой психически здоровый ребенок от 3 до 4 лет уже начинает  определять границу игры и реальных отношений.  Вам достаточно напомнить ему,  что вы уже перестали играть в эту игру, чтобы он вышел тоже.  Очень хорошо срабатывает метод Мэри Поппинс.  Если вы помните,  она умела очень быстро выводить детей из игры и фантазий чопорным напоминанием о немытых ушах или развязавшихся шнурках.  Реальность всегда рядом,  под боком,  если,  конечно,  сам взрослый об этом не забыл и не заблудился в собственных страхах. 

  Что делать,  если ребенок начинает ожесточенно портить игрушки,  калеча кукол и безжалостно ломая вроде любимые машины?  Это бывает с детьми,  которые из-за своего беспокойного характера получают слишком много замечаний от взрослых и уже усвоили,  что они плохие.  Так усвоили,  что начинают ненавидеть сами себя, раз теряют любовь мамы и папы.  Игрушки,  принадлежащие им,  начинают олицетворять самого ребенка,  представлять нелюбимую никем часть его личности.  Вам не хочется поднять растерзанную куклу,  прижать ее к груди и потом отнести в больницу,  где доктор Айболит пришьет ей ручку?   И тихонько сказать дочке: "Ты просто еще не очень большая и у тебя не все еще получается,  но как-нибудь вместе..."  А потом придумаете еще что-нибудь.  Если при этом вас будет сопровождать психолог или врач-психотерапевт,  то это будет называться "детская семейная психотерапия",  но можно просто так жить,  и тогда никого не придется лечить.

 

 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!