на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в "игровую"

Игры как проективные и прогностические методики диагностики

     Эту страницу лучше меня начнет Л.Н. Толстой своей басней "Старый дед и внучек" : "Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. 

  Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

  Сидят раз муж с женой и смотрят – сынишка их  на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

- Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

- Это я, батюшка,  лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтоб вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним".

  Маленький мальчик в своей игре спроецировал наиболее возможную программу своей будущей жизни и жизни родителей.  Проективный и прогностический характер может иметь  только творческая спонтанная игра,  не регламентированная существующими правилами.  Чтобы понять ее,  родителям нужно знать о таком смысле детской игры и держать открытыми свои глаза и уши,  а так же - душу.  Потому что дети все время дают таким образом понять,  что с ними происходит и дают возможность помочь им.  Если мы заметим неблагополучие в их жизни.  Делают они это не нарочно,  вполне бессознательно,  исходя из мощного внутреннего импульса в самопроявлении и освобождении от переживаний. 

  Очень мощной в этом плане является изобразительная деятельность детей.  Она является пограничной между игровой и творческой и принадлежит одновременно и той и другой.  Рисунки детей позволяют понять очень много о внутренней жизни ребенка.  А до того,  как графические навыки детей будут сформированы достаточно,  ведущее диагностическое значение имеет игра.   Чтобы мы шли в ногу с природой,  рассмотрим сначала игровые симптомы неполадок внутреннего мира детей.

  Обыденные сюжеты игры,  связанные с имитацией взрослой жизни,  не привлекают особого внимания взрослых.  И на самом деле,  такая игра  прогнозирует нам нормальный ход социальной адаптации ребенка,  установки на усвоение принятых социальных норм.  Девочка кормит и укладывает куклу,  мальчик везет машину с грузом,  строит космический корабль.  Они осваивают программу созидания.    Но вот корабль или высокая башня построены, вылеплена снежная крепость целой ватагой мальчишек.  И вдруг - они налетают на свое творение и с дикими криками разрушают то,  что только что создали.  Мамы расстроены,  папы не очень помнят себя в детстве.  Но когда вспоминают,  оказывается,  что войны и разрушения были постоянными спутниками его детства.   Известный психолог,  представитель психоаналитической школы,  Эрик Эриксон в своем труде "Юность,  идентичность и кризис" описывает результаты своего эксперимента,  проведенного с разнополой группой детей.  Задачей эксперимента было выяснение особенностей детского творчества,  но обнаруженные данные направили мысль исследователей в другом направлении.  Чтобы нам стало понятно,  что именно произошло,  опишу эксперимент.  Дети получали материал для построения своей картины мира на импровизированной съемочной площадке и строили то,  что хотели.  К концу эксперимента стало совершенно ясно,  что у девочек и мальчиков постройки разные  и действия с ним - так же.  Девочки,  за редкими исключениями,  строили сравнительно низкие здания и всю жизнь размещали внутри ограды зданий,  их жизнь носила в основном мирный характер.  Мальчики воздвигали высокие постройки и жизнь и события выносили за пределы ограды,  в чисто поле.  И события их часто носили характер военных действий,  путешествий,  разрушения ими же построенных зданий.   Это впервые навело исследователей на мысль,  что эксперимент показал принципиальную разницу между формирующейся мужской и женской психологией,  ни одна из которых не является хорошей или плохой,  а обе необходимо дополняют друг друга.  Мужчина всегда готов построить,  а при необходимости разрушить и строить заново,  защищать свой дом и семью, народ,  драться с врагами,  добывать пищу на охоте,  открывать новые места обитания,  расширять границы Ойкумены,  заселенной земли.   Женщина - "берегиня" по своей натуре,  природа снабдила ее большим терпением,  запасом прочности,  необходимым для вынашивания и выкармливания детей,  она испокон века привержена к домашнему очагу,  поддерживать огонь в котором именно ее задача.  Мужчина открывает новое,  а женщина доводит его до совершенства,  отшлифовывает,  упрочивает,  стабилизирует.  Но вот мужчина опять чувствует ветер перемен и строит новую ветряную мельницу.  Женщина бы укрепила щит от ветра.  Такова природа.  Как писал какой-то автор о различии в нашей природе - когда в мире похолодало, женщина укутала себя и младенца в свои длинные волосы,  а мужчина изобрел огонь. 

  Я сейчас прокомментировала один из самых больных маминых вопросов по поводу характера игр их мальчиков,  что они могут прогнозировать.  Когда  все же агрессивные игры могут внушать тревогу и сигналить нам о необходимости помощи ребенку?  И если так играет девочка?  Девочки тоже иногда играют в такие игры в мальчишками.  Всегда были девчонки,  про которых можно сказать "хороший ты парень,  Наташка!".  В большинстве случаев из них вырастают вполне женственные девушки и заботливые матери.  Просто их темперамент,  более сильный, чем у большинства девочек,  требует выхода в действии.   И участие в воинственных играх само по себе не является тревожным симптомом.   Тревожным становится застревание ребенка на теме разрушений,  смерти,  кровопролитий,  когда эта тема становится явно ведущей в его занятиях.  Тогда мы можем думать,  что таким образом ребенок решает свои проблемы отношений с другими людьми,  выпускает накопленную агрессию.   Иногда родители пытаются объяснить такие игры вредоносным влиянием телевизора,  обилием боевиков.  Да,  конечно,  без влияния моды и привычки здесь не обходится.  Но все-таки благополучные в эмоциональном плане дети сравнительно быстро переключаются на более мирные и творческие игры.  А ребенок,  практически не имеющий доступа к телевизору,  может,  тем не менее,  играть очень агрессивно. 

  Когда-то ко мне на прием приводили 6-летнего Владика по поводу его рисунков и игр.  Он постоянно рисовал чудовищ,  вооруженных до зубов различными видами холодного и огнестрельного оружия,  причем с холодного обязательно стекала кровь в больших количествах.  Родители мальчика люди строгих правил, не разрешавшие ему драться, проявлять злость и смотреть "злые" мультики.  Но Владик посещал детский садик, а там дети рассказывали о монстрах и рисовали  их.  Этого вполне было достаточно для мальчика,  растущего в атмосфере запрета на агрессию.  Своими рисунками и воинственными играми он показывал,  как много неотреагированных эмоций накопилось в его душе.  В кабинете он устраивал игры,  в которых участвовали родители и дети (всякие зверушки);  и родители в этих игра подвергались всяким мелким и крупным неприятностям,  вплоть до физического уничтожения.  Папе,  который присутствовал при этих играх,  ничего не нужно было говорить - он и сам понял,  что его сын в символической форме показал те эмоции,  которые накопили в нем родители,  не давая возможности разрядки.  Мы договорились,  что ребенку необходима терапия отреагирования своих агрессивных эмоций в игровой форме,  что мы и провели совместно,  получив быстрый,  удививший родителей результат,  который сначала проявился в усилении проявлений действенной агрессии,  росте популярности ребенка среди сверстников.  А потом такие дети постепенно учатся овладевать своей свободой,  пользоваться ею более аккуратно и,  насытившись разрушением своей старой жизни,  строить новую,  более открытую миру.

  Теперь можно некоторое время уделить проективному и прогностическому значению рисунков.  Существует довольно много методик проективного рисования.  Суть их заключается в том,  что ребенка просят что-нибудь нарисовать   на определенную тему или свободный рисунок.  И ребенок рисует,  проецируя свое состояние на бумагу.  Темами рисования являются "человек" (для маленьких детей,   только овладевших техникой рисования),  "несуществующее животное" (с 9 лет и до старости),  "семья" (для любого,  кто уже или еще понимает,  что это значит),  "страх",  "картина мира" (для подростков и взрослых),  "триптих" ( примерно с 9 лет: 1- портрет себя,  каким я себя чувствую,  2- портрет себя,  каким меня видят со стороны,  3 - портрет себя,  каким я хочу стать).  Можно еще попросить нарисовать своего любимого телеперсонажа или героя книжки. 

  Как нам помогают рисунки понять ребенка?

  Вы видите рисунок мальчика 7 лет с  жалобами его мамы на плохое поведение сына в школе,  почти не управляемое,  неважные отношения с товарищами,  неуверенность в себе.  А теперь процитирую кусочек из "Карлссона,  который живет на крыше":

  "Малыш вновь огляделся по сторонам.

-  Ну,  а где твои картины с петухами? Они что,  тоже взорвались? - язвительно спросил он Карлссона.

-  Нет,  они не взорвались, - ответил Карлссон. - Вот,  гляди. - И он указал на пришпиленный к стене возле шкафа лист картона.  На большом,  совершенно чистом листе в нижнем углу был нарисован крохотный красный петушок.

-  Картина называется "Очень одинокий петух", - объяснил Карлссон.

  Малыш посмотрел на этого крошечного петушка.  А ведь Карлссон говорил о тысячах картин,  на которых изображены всевозможные петухи,  и все это,  оказывается,  свелось к одной красненькой петухообразной козявке".

  Мы все помним характер Карлссона, который живет на крыше.  Он любим в нашей стране,  как интересный товарищ по играм,  может даже,  лучший в мире,  каким и он сам себя считает.  А на своей родине,  в Швеции,  он,  оказывается,  является одиозным персонажем.   Каким его и задумала Астрид Линдгрен.  А подробнее - и Карлссон и наш мальчик - очень неуверенный в себе (об этом свидетельствует мелкий,  почти загнанный в угол рисунок),   чувствуют себя одинокими,  потерянными в большом мире,  явно нуждаются в надежном друге,  чтобы чувствовать себя хорошо.  Вместе с тем весьма капризны и претенциозны - использование ярких цветов и характер персонажа (петух).

  Если вы хотите подробнее познакомиться с ребенком через его рисунки и проективные сказки,  скачайте здесь отрывок из книги Брайна Шелби "Узнайте своего ребенка с помощью тестов". 

  Возможно,  эта страничка поможет  вам действительно лучше понять своего ребенка,  во всяком случае,  ощутить конкретные пути к этому пониманию.  А родительство - это точно такая же наука,  как и всякая другая.  Любой хороший родитель это  вечный студент,  готовый продолжать постигать науку всю свою жизнь.  Ведь меняемся мы,  меняются наши дети,  меняются наши отношения.  Все эти субстанции весьма текучи,  и если мы думаем,  что они застыли и мы можем успокоиться и иметь гарантии их незыблемости,  то действительность опрокинет все наши о ней представления. 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!