на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в "игровую"

Игры творческие, их роль в развитии личности ребенка

    Они могут выглядеть как угодно, быть в то же время подвижными,  дидактическими,  исцеляющими,  но суть в том,  что они придумываются в зависимости от конкретных условий и возможностей,  особенно при их минимуме.  Ну,  какое может быть  творчество в нажимании кнопок пульта управления игрушки -автомобиля?  Тут идет отработка навыка управления.  Тоже нужно, но к творчеству особого отношения не имеет.  Разве что владелец разберет эту наземную конструкцию и переделает ее в воздухоплавательный аппарат.  Или хотя бы попытается это сделать к жуткому негодованию взрослых.   

  Зачем нужны эти игры?  Мне кажется, чтобы ребенок умел пользоваться своим инструментом-интеллектом, иначе он быстро атрофируется за ненадобностью и на свете одним "зомби" станет больше.  Из тех,  что живут перед телевизором и питаются тем "фуфлом",  которое получают оттуда.  Я не сержусь на них - их жалко. У современных детей,  как ни странно,  условий для творчества меньше,  чем было у родительского поколения.  Детская индустрия поставляет все радости жизни в готовом виде (кроме конструкторов).  И девочке не надо думать, как устроить кукле домик - есть готовые роскошные дворцы для Барби.  Мальчику не надо мучиться,  собирая самокат из досок и шарикоподшипников - есть сколько хочешь  в магазине,  а родителям все равно стыдно будет,  если у них ребенок хуже других - купят.  А если хочется почувствовать себя наездником,  к вашим услугам лошадки,  почти как настоящие.  А раньше мы в деревне гоняли верхом на хорошо обструганной палке и любили ее как настоящую лошадь...   Она жила в нашем воображении,  которое работало на нашу потребность в радости,  увлеченности.

  А моя мама делала себе куколок сама.  Шились 2 мягкие тряпичные колбаски,  набитые ватой.  Одну из них, подлиннее, складывали пополам и перетягивали в 2-х местах так,  что получалась голова,  туловище и  ноги.  Вторая колбаска,  покороче,  вставлялась в туловище и становилась ручками.  Потом рисовали лицо,  сочиняли из чего-то волосы...  И очень любили этих кукол,  берегли их,  заботились.   Под крыльцом дома обязательно строили "домушки".  Родители без возражений отдавали эту часть территории маленьким хозяйкам.  Там можно было из ничего сделать уют и удобства.  И это было то самое поколение,  которое в условиях сталинского тоталитарного режима отметило историю страны такими достижениями науки и культуры,  что мир ахнул.  Через каких-нибудь тридцать с небольшим лет после полной нищеты и разрухи первыми оказались в космосе.  И так далее. 

  Простите за ностальгию.  Нам сейчас жить.  И как не упустить период,  когда ребенок готов с радостью творить свою картину мира,  и когда он происходит,  этот период?  Происходит он с самого начала,  когда малыш еще ничего не знает о современном комфорте и ярких готовых игрушках.  Я не против них - они необходимы для сенсорного развития детей,  но может настать момент,  когда ребенок потеряет надежду привлечь ваше внимание,  чтобы построить машинку из коробочки,  и потребует в виде компенсации магазинное чудо.  И вы откупитесь от него в первый раз.  А дальше все гораздо проще.  Были бы деньги.  Я знаю о родителях,  которые таким же образом,  чтобы ребенок не докучал,  сажали его перед телевизором и включали мультики.  А потом отключали детские каналы,  т.к. от телевизора ребенка уже было не оторвать.  Да и зачем ему отрываться?  Ничего более интересного все равно не происходит. 

  Т.о. условиями для творческого развития (я не имею в виду какие-то особенные достижения в последствие,  а нормальную здоровую инициативу) детей является:

  •  соответствующее реализованное начало в родителях (или всплеск генетики ребенка),

  •   мотивация родителей на совместное пребывание с детьми (это если в семье один несчастный ребенок и нет братьев и сестер),  в ходе которого можно вызвать и сохранить интерес к творчеству (каким бы оно не было),  и

  • умение не заглушить ростки их инициативы - не мешать им складывать кастрюли одна в другую,  показать,  как забить гвоздь в деревяшку,  не ломать их домики,  которые они с такой любовью сделали в своей кроватке (а где еще можно это сделать?);  некоторые родители для своих юных любителей росписи стен выделяют уголок,  где они могут это делать,  и уж конечно,  не стоит затевать евроремонт в квартире,  если вашему младшему отпрыску еще не исполнилось 5 лет

  Вспоминаю одну семью,  пришедшую ко мне на консультацию - бабушка, мама и малыш 2-х лет.  Их заявка была вполне конкретна: как сделать,  чтобы малыш не рисовал на стенах (они только что сделали шикарный евроремонт).  Мне стало тоскливо и обидно за малыша.  Да,  мы можем постепенно научить его рисовать на других,  более подходящих местах, но пока он не понимает, чем дешевые обои отличаются от дорогих,  все равно будет время от времени ошибаться.  И надо ли,  чтобы наше сердце истекало кровью при взгляде на испорченную шелкографию,  и злиться за это на собственное чадо?  Сделайте,  что ли,  тогда  моющиеся панели.  Только не стоит превращать жилой дом с растущим ребенком в дом-музей,  где господствуют вещи,  а людей уже давно нет.   Но можно перейти и в другую крайность - позволять ребенку "творить" везде,  по всему дому.  Вот уж это, пожалуй,  ни к чему.  Со временем ребенок поймет, что у него есть своя территория,  на которой он может строить свой мир,  даже семья живет в одной комнате общежития.   Вспоминаю одну хорошую книжку,  в которой автор описал случай семьи с тремя детьми,  которые постоянно ссорились по поводу "своей" территории и никто на самом деле ее не имел.  Тогда почти отчаявшаяся мать купила им по большому ящику с замком,  в который они складывали свои личные сокровища и запирали.  В семье появился мир.  Вопрос о личной территории был решен.  Она нужна каждому,  кстати,  взрослому не меньше,  чем ребенку.  Даже если это твое личное кресло в комнате.  Вспомните  сказку "Три медведя":  "Кто сидел на моем стуле и ел из моей чашки?"

  Как рождаются творческие игры?  Обычно дети это сами делают с удовольствием.  Но и взрослый может не упустить момент продуть свежим сквознячком свои мозги, и включиться в игру со своими находками.  Начать просто:  "А давайте!..."    Как-то ко мне в кабинет ворвался 4-летний Артем,  опередив,  как всегда,  свою маму.  Таинственно оглянулся,  прижав палец к губам и стал красться по кабинету.  Это включило меня  и мы с ним сыграли в "тихого разбойника",  который не слышно крадется в лесу,  чтобы его никто не заметил.  А мы с мамой с закрытыми глазами должны только на слух обнаружить его и найти.  Всем пришлось быть очень тихими и внимательными,  особенно старался наш гипервозбудимый Артем.  Получилась коррекционно-развивающая игра типа "Море волнуется три ... морская фигура замри!"  Причем,  без всякого насилия над волей ребенка и всем в удовольствие.  Потом по кабинету крались уже мы с мамой,  и в абсолютной тишине было слышно,  как поскрипывают мои колени!  Раньше я об этом не знала,  никогда не слышала.  Мы с мамой Артема не выдержали и захихикали.  Сам же Артем оставался серьезным.  Похоже,  он нас не понял. 

   Способность к творческим играм - признак оптимального хода развития личности ребенка.  Ведь творить может только легкая душа,  не обремененная непосильной ношей разочарований и страхов.  У каждого человека есть свои страхи,  но пока он способен к творчеству своего мира,  они превращаются в персонажи его фантазий и освобождают душу для дальнейшего пути и поиска.

 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!