на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в "игровую"

Подвижные игры, их роль в развитии ребенка

 

  "В каждом маленьком ребенке,  и в мальчишке и в девчонке,

Есть по двести грамм  взрывчатки,  или даже полкило.

Должен он бежать и прыгать,  должен он ногами двигать,

а иначе он взорвется - трах-бабах! - и нет его!"

    Эти слова из замечательной песенки Григория Остера (мульсериал "Осторожно,  обезьянки!).  В этой песенке обозначена природа детей, в отличие от почти любого взрослого.  Мы,  вырастая,  во многом перегораем и остепеняемся и забываем о том,  что сами в детстве могли носиться с фантастической скоростью, и прыгать с крыш сараев, и с упоением исследовать стройки,  и...   И нынешнее время многие родители считают настолько опасным,  что перекрыли детям   дорогу во двор,  который считают рассадником худших привычек,  местом обитания всевозможных растлителей и маньяков (об этом подробно в "сегодня").  А потом родители огорчаются,  что ребенок   дома не может усидеть спокойно на одном месте и без конца вертится,  если не бегает, как будто его завели специальным ключиком.  Вот именно!  Этот ключик находится в программе его развития,  как необходимое условие  развития.  Известно,  что функции коры головного мозга находятся в прямой и обратной зависимости от физической активности тела,  особенно,  руки.  Мышечная активность своими восходящими влияниями стимулирует серое вещество соответствующих участков мозга.  Зона активности по законам нейрофизиологии способна значительно расширяться по периферии,  таким образом,  во время бега или прыжков мы получаем еще эффект стимуляции зрительной,  слуховой коры  и прочих участков,  ответственных за более специализированные функции.  Весь мозг ребенка охватывается энергией возбуждения,  активности,  особенно,  у детей с последствиями травм нервной системы с задержкой созревания отдельных зон,  в т.ч.  лобно-височной,  которая и отвечает за произвольную активность поведения.  Таким образом,  природа позаботилась о детях,  рано пострадавших в развитии.  Они своей физической активностью подстегивают,  стимулируют развитие своего пострадавшего мозга.  В традиционной медицине,  да и в традиционной психологии принято "успокаивать" гипервозбудимых",  расслаблять их всеми способами,  накачивать успокаивающими препаратами.  В одной хорошей книжке мне попался комментарий автора на эту тему,  что по справедливости,  это не ребенку надо принимать эти пилюли,  а взрослым,  у которых не хватает терпения и внимательности к этому ребенку  (еще о гипервозбудимых статья "Ода ослам" в разделе "мои статьи").

  Итак,  становится ясным с позиций современной науки,  что движения,  физическая активность детей не просто их блажь и способ отлынивания от серьезных занятий,  а:

  • Истинная потребность растущего организма.

  • Способ самоисцеления и компенсации.

  • Способ изменения психогенетического кода ребенка.  Поясняю.  В современной психологии имеется область "психогенетики",  которая занимается изучением условий создания программы развития ребенка.  Эта программа  основана на генетике,  и то,  если вы помните школьный курс основ генетики,  фенотип (совокупность проявленных признаков) зависит от тех условий жизни,  которые способствуют проявлению не всех заложенных, а лишь некоторых признаков.  Потенциал очень велик,  но не все проявляется, а лишь то,  что обеспечено условиями проявления.  Станислав Грофф изучал самые ранние механизмы программирования жизни ребенка - внутриутробные.  Он выяснил,  что от того,  как ребенок чувствует себя в утробе матери (конечно на уровне сознания ничего потом не помня),  во многом потом зависит характер и судьба ребенка.  Есть матрица комфорта пребывания в матке (или дискомфорта пребывания в матке при угрозе выкидыша), матрица сжатия во время схваток,  матрица изгнания - в родах.  От того,  как протекают эти этапы,  зависит очень много - закладывается либо базовая уверенность ребенка в доброжелательности большого мира,  либо сильная тревога по поводу ненадежности и болезненности всего происходящего, либо нечто промежуточное.  Теперь - какое отношение имеют эти рассуждения к физической активности детей.  В этом нам поможет экскурс в народное целительство.   Целители издавна снимали родовую порчу кувырками,  которые надо исполнить ребенку на руках его родителей и целителя много раз (есть фиксированная цифра, но не будучи целителем,  я не имею права называть ее).  Важна суть - кувырки возвращают ребенка в тот период развития,  очень ранний внутриутробный,  когда дитя свободно перемещалось в околоплодных водах матери,  когда происходила закладка всех органов и систем, базовых программ развития.  Ребенок как бы возвращается к почти нулевой точке отсчета своей жизни и получает шанс от этой точки жить по-новому,  более здоровой жизнью.   Для тех,  кто на "ты" с компьютером,  возможна такая аналогия: мы создаем страничку сайта (своей жизни).  Нам не нравится,  как выглядит и где находится картинка,  формат текста.  Можно поработать с кодом,  изменить его,  при этом изменится внешний вид страницы.  Такой вариант аналогичен возможностям  генной инженерии.  Природа же пользуется другим механизмом - мы меняем внешние параметры страницы, а программа сама генерирует соответствующий код.  Почти так и происходит в нашем организме:  очень частые повторы какой-либо деятельности вызывают однотипные биохимические изменения в организме,  влияющие на систему РНК-ДНК клеток,  в результате чего уже на генетическом уровне возможно закрепление какого-либо признака.  Который потом подкрепляется психологическим сценарием жизни образа жизни семьи.  Есть предположение,  что именно так наследуются психопатии и создаются династии творчески одаренных людей.  А в нашем случае - кувырки и прочие перемещения во всех плоскостях дают ребенку шанс переписать свою историю заново,  как бы родиться еще раз!

  Теперь возникает вопрос,  как решить проблему их активности в школе и домашних условиях. Это,  конечно,  специфическая проблема большого города.  В маленьких городках и сельской местности такой проблемы,  можно сказать,  нет.  В деревне ведь пока ребенок домчится из одного края села до другого с каким-нибудь поручением или выполнит задание на огороде, идет такой расход сил и энергии,  что горожанам и не снится.

  Дома.   Первый тренажер для малыша это его собственные мама и папа. Я постоянно сталкиваюсь с тем,  что мамы жалуются на поясницу и прочие немощи,  когда встает вопрос о каких-либо совместных с детьми занятиях.  Каждой женщине и мужчине,  которые собираются стать родителями,  неплохо бы настроить себя на то,  что детям будет очень нужно их хорошее физическое состояние,  что родители обязаны поддерживать себя в  форме,  чтобы их ребенок не был обделен необходимой дозой контакта и возможностей развития.  Жизнь в городе очень расслабляет многих взрослых на сей предмет,  но дети будут требовать свое,  или их развитие будет протекать дефицитарно,  недостаточно.  О совместных занятиях малышей и взрослых есть кое-что в разделе "самые ранние игры",  а еще лучше вам найти книгу Никитиных "Мы и наши дети" и изучить ее от корки до корки.  Там замечательно рассказано,  о том как они вырастили своих детей, используя приемы раннего физического и интеллектуального развития.  Мне в свое время эта книга очень помогла,  хотя я и не решилась подвергать своих детей раннему закаливанию. 

  Прошло время,  и ваш ребенок научился крутить солнышко на ваших руках,  как белка - забираться вверх по  папе,  подготовился к космическим полетам на живой центрифуге.  Он стал  слишком тяжелым для вас,  а вы  для его возросших аппетитов - слишком маленькими.  Теперь дома нужен тренажер побольше и повыносливее.  И не обязательно покупать дорогие и многофункциональные.  Опыт подсказывает,  что подвесного турника,  пары колец и веревочной лесенки вполне достаточно для задач развития.  Эти радости при проблемах с жилплощадью вполне можно организовать в дверном проеме,  меняя подвески на крюках.  Есть еще очень важное приспособление - на котором можно прыгать,  кувыркаться и падать на него сверху.  Конечно,  это не новый мягкий уголок.  Но это может быть старый матрас.  Чтобы он приобрел приглядный вид,  мама может его декорировать красивым чехлом в тон обстановке.  Или если это матрас из нескольких слоев толстого поролона,  его можно скатывать и убирать в кладовку или под детскую 2-ярусную кроватку.  Такой матрас нужно обязательно размещать под подвесками на всякий случай.  И быть рядом с ребенком во время его тренировок,  пока он еще не опытен.  Потом вы и оглянуться не успеете,  как он станет чемпионом двора по лазанью на турниках,  и его ладошки будут в крепких мозолях.  При этом еще роскошно развивается грудная клетка ребенка,  оздоравливается дыхательная система,  даже если он много болел респираторными болезнями в раннем детстве.  В общем,  как в рекламе:  три в одном.

   Возникают еще вопросы по поводу регламента шумных занятий,  которые довольно часто не нравятся вашим соседям.  Тут нет другого выхода,  как договариваться с ними по-хорошему,  стараясь понять и их положение.  А так ведь всем понятно,  что ребенка не усадишь надолго,  в кандалы не закуешь и рот ему не заткнешь.  То есть если мы и попытаемся это сделать,  то еще ответим перед законом.  С ребенком тоже надо договариваться,  если,  например,  у соседки подскочило давление,  и она просит немного тишины.  В общем,  это искусство маневрирования.  Если вы приветливый и дружелюбный человек,  соседи довольно легко поймут вас и потребности вашего ребенка.  Даже если будут немного ворчать при этом.  Но от этого еще никто не умер.

  В школе.   В некоторых действительно хороших школах есть специальные помещения,  в которых дети могут поиграть на перемене,  позаниматься в спортивном уголке.  Но в большинстве обычных школ есть только просторные рекреации,  в которых носятся как сорвавшиеся с цепи младшие и средние школьники.  Чего им пытаются не разрешать,  но ничего не помогает.  В анналах школьной жизни полно историй вроде той,  как ученик Иванов (Петров,  Сидоров) сбил в коридоре Марьиванну,  несущую коробочку с кнопками.  Или карту мира.  И Марьиванна сломала руку.  И компрессионный перелом позвоночника на перемене - не большая редкость.  Саня толкнул Ваню, и тот полетел пересчитывать ступени на лестнице.  Ничего смешного не получается.  Что же делать?  В какое русло направить шквал накопленной за урок энергии?  Некоторые учителя организуют подвижные переменки,  учат детей старым добрым подвижным играм.  Или некоторые старшеклассницы,  которым нравится возиться с детьми,  делают то же самое.  Раньше их называли вожатыми.  Кому это сейчас мешает?  Как ни странно,  многим учителям.  Я сама проводила анонимное анкетирование учителей начальной школы по поводу желательности для них помощи вожатых.  Оказалось не всем это нужно,  а активно содействовать вожатым готовы только единицы.  Наверное,  в нашей пед. системе назрел кризис. 

  А что делать нам?  Ждать,  пока кризис сам собой рассосется или бороться с "плохими" учителями?  Мне лично ближе позиция тех родителей,  которые засучили рукава и предложили учителю помощь - провести в классе праздник,  принести детям радость совместного интересного, творческого пребывания.   А потом детям уже легче между собой решить вопросы интересной жизни на переменках.  Ведь должна же быть какая-то позитивная эстафета поколений,  передача опыта нашей интересной жизни нашим детям ?!.    И, что еще интересно, именно дети научили меня некоторым подвижным играм,  которые я не знала или прочно забыла (особенно, дети, побывавшие в лагерях отдыха). 

  И во дворе.   Во дворе можно все.  Там действительно много места.  И если ваш ребенок усвоил правила поведения на проезжей части,  то лучшего места для выпускания избытка пара не найти. 

  А теперь игры:

Из «Большой книги игр для детей от 3-до 7 лет» Козак О.Н. (изд. «Союз» - 2000г.) 

 Несколько советов организатору игры   (Вместо предисловия)   

 Совет первый. Описание игр в книге следует прин­ципу постепенного перехода от простых игр к более слож­ным. Сами игры расположены по темам, причем внутри каждой темы соблюдается тот же принцип. Поэтому имеет смысл знакомить детей с играми в том порядке, в каком эти игры расположены в книге.

 Совет второй. Необходимо учитывать, что деление многих игр по возрастному признаку носит чисто услов­ный характер. Например, в такие игры, как "Пятнашки", "Заморожу", "Карлики и великаны", "Воробьи и вороны", "Кошки-мышки", "Третий лишний", могут с интересом играть как дети 3-4 лет, так и более старшего возраста. Поэтому, составляя программу игр, имеет смысл изучить не только соответствующие разделы (например, игр атт­ракционов или поединков), но и эти же разделы, относя­щиеся к другим возрастным категориям.

 Совет третий. Прежде чем провести игру, нужно пре­дусмотреть следующее: место проведения (в помещении или на воздухе), количество участников (в том числе маль­чиков и девочек), возраст играющих, а также необходи­мый инвентарь (баскетбольные, резиновые и теннисные мячи, булавы, кегли, обручи, скакалки, повязки  для глаз, флажки, воздушные  шары, веревки разной длины и толщины, мешочки с песком,  гимнастические палки, велосипеды,  лыжи, коньки и т. Д.).   Желательно, чтобы ведущий всегда имел под рукой блокнот и карандаш, а также часы с секундной стрелкой.

Совет четвертый. В описании игр используется вы­ражение: "По сигналу ведущего" - сигналом могут слу­жить команды "начали!", "марш", счет на "раз, два, три!", свисток, гонг, звон колокольчика, начало звучания музыки (магнитофон или баян).

Совет пятый. Чтобы игра прошла успешно, необхо­димо заранее точно определять критерии оценок: кто луч­ше, кто быстрее, кто увлекательнее, кто набрал очков боль­ше и т. д. 

Совет шестой. Объясняя содержание и правила игры, встаньте так, чтобы вас хорошо было видно и слышно. Говорите точно, кратко и понятно. Если кто-либо из ребят что-то не понял, покажите, как надо действовать, проде­монстрируйте отдельные этапы игры.

Совет седьмой. Если содержание игры сразу трудно усвоить, проведите пробную репетицию, предупредив де­тей, что результаты засчитываться не будут. 

Совет восьмой. После окончания игры, следует объяс­нить ее результаты - назвать победителей (игроков или команду), действовавших наиболее успешно. Желательно также провести краткий разбор игры: похвалить инициа­тивных и энергичных детей, указать основные ошибки, отметить нарушение правил и посоветовать, как можно улучшить игровые умения. 

ИГРЫ С БЕГОМ  

Пятнашки (салки) Эта игра известна всем детям и взрослым. В нее играли еще в старые времена на Руси, только называлась она "ловишки", "догонки", "ляпка", "салочки". Подобная игра есть у всех народов, названия у нее разные, но суть одна.  Выбирается водящий, его называют пятнашкой. Он ловит всех остальных играющих, которые разбегаются по всей площадке. Если игрок присел на корточки или взялся  за руки с другим играющим, пятнашка не должен их ловить, они в"домике".  Тот, кого пятнашка поймал (коснулся рукой), становится  водящим, а пятнашка присоединяется к игрокам.  Для детей четвертого года жизни в этой игре можно добавить несложное правило: кого поймал пятнашка, тот вместе с ним ловит остальных.  Когда все участники будут пойманы, выбирается новый водящий, и игра продолжается. 

ЗаморожуДети образуют круг и вытягивают руки вперед, выбираются двое водящих. По сигналу ведущего они бе­гут внутри круга в противоположных направлениях, ста­раясь шлепнуть игроков по ладоням, которые те должны успеть убрать. Кого водящие коснулись рукой, считаются замороженными и больше участия и игре не принимают.

Кошки-мышки. Участники образуют круг и берутся за руки. Выби­рают кошку и мышку. Мышка находится внутри круга, а кошка снаружи. Кошка должна поймать мышку. Игроки, образующие круг, защищают мышку от кошки. Кошке же разрешается прорывать сцепленные руки, подпрыгивать и перепрыгивать через них. Если кошка прорвется в круг, мышка может выбегать наружу. Когда кошка поймает мышку, они становятся в цепь игроков, образующих круг. А участники выбирают новых кошку и мышку. 

Сова охотится ночью. Выбирается водящий, он будет совой. Все осталь­ные игроки изображают разных зверушек: мышей, птичек, лягушат, зайчиков и белочек.  Ведущий дает команду: "День!" Все звери бегают и прыгают. Сова спит в гнезде. По второй команде: "Ночь!" нее должны замереть и не шевелиться. Сова вылетает на охоту. Любой шелохнувшийся, засмеявшийся или сменив­ший позу игрок, замеченный совой, становится ее добычей. По сигналу "День!" сова улетает к себе в гнездо, а все зверушки снова начинают бегать и резвиться до команды " Ночь!". Когда в гнезде окажется 5 пойманных зверушек, выбирается новая сова.

Воробьи и вороны. Ведущий разделяет детей на 2 команды. Одна - во­робьи, другая вороны. Они выстраиваются друг против друга на расстоянии 4 м. Заранее определяется, где у ко­манды домик, куда можно спрятаться. Ведущий выкрики­вает название одной из команд, например: "Вороны!" Зна­чит, воробьи убегают в свой домик, а вороны их ловят. Если подан сигнал: "Воробьи!", тогда вороны убегают, а воробьи их ловят. Ведущий подсчитывает число пойман­ных игроков и объявляет победителей. 

Схвати змею за хвостВедущий держит в руках конец веревки длиной 1,5 м. Он бежит вперед, а дети пытаются догнать его и схва­тить за веревку - за хвост. Тот, кому это удается, стано­вится водящим, и веревка переходит к нему. Игра продол­жается. 

Платочек-летуночек.  Ведущий считает: "Раз, два, три!" - дети разбегают­ся в разные стороны. У одного из них в руке платок, на котором посередине завязан узел. Ведущий старается дог­нать и запятнать его. Однако это не так просто сделать - дети на бегу перебрасывают платок друг другу. Если кто-либо уронит его на землю, то должен сейчас же поднять. Только после того ведущий может снова начинать пого­ню. 

ЖмуркиВедущий завязывает себе повязкой  глаза и говорит детям, что сейчас будет ловить их с  закрытыми глазами.  Он ходит, широко расставив руки, и пытается поймать кого-либо из игроков. Ребята могут подавать ведущему звуковые сигналы: смеяться, хлопать, кричать и т. д. Ведущий должен учитывать возраст детей и не ловить, а делать вид, что хочет кого-либо поймать, помня основную задачу: по­забавить ребят, посмешить, дать в волю побегать и порезвиться. Роль жмурки может выполнять и кто-нибудь из детей, но в таком случае ведущий должен внимательно следить за игрой, поправляя водящего. 

Прятки. Ведущий предлагает детям спрятаться, а сам стано­вится лицом к стене, закрывает глаза и начинает считать до 10. Потом кричит: «Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать. Кто не спрятался, Я не виноват!».  И начинает поиски. Увидев кого-либо из ребят, ве­дущий называет его по имени и бежит к стене, к тому ме­сту, где произносил счет. Найденный бежит туда же, ста­раясь обогнать ведущего и дотронуться до стены, у кото­рой тот стоял. Если он это сделает раньше ведущего, то не считается найденным и остается у стены, пока водящий ищет других. Спрятавшиеся могут не дожидаться, когда их найдут, и в удобный момент бежать к стене и хлопнуть по ней ладошкой. После нескольких повторений игры па роль водящего можно выбрать кого-либо их детей. 

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

  Допрыгни до мячаНа ветку дерена подмешивают мяч и сетке. Детям предлагается подпрыгнуть и дотронуться до мяча руками. Ведущий регулирует высоту мяча в зависимости от  роста и физических возможностей ребят. 

Сильный ударНа ветку дерева подвешивают мяч в сетке. Дети подпрыгивают вверх и стараются сильнее ударить по мячу рукой.  Выигрывает тот, у кого мяч сделает больше движе­ний вправо-влево до полной остановки. 

Кто выше. Два игрока держат за концы веревку. Определяется высота, которую должны преодолеть малыши. При малей­шем задевании игроки, держащие веревку, должны ее от­пустить. По сигналу ведущего соревнующиеся разбегают­ся и пытаются перепрыгнуть через веревку, отталкиваясь ногами (ногой) в заранее отмеченном на земле месте.  Побеждает тот, кто сумеет взять самую большую высоту. 

Прыжок вверх. На ветку дерева подвешивают мяч в сетке. Дети подпрыгивают вверх по очереди и стараются коснуться головой мяча. Побеждает тот, у кого это получится, кто допрыгнет до мяча.

Прыжки на одной ногеДети становятся в одну линию. По сигналу ведущего нужно допрыгать до финиша (2-3 м) на правой (затем па левой) ноге.  Тот, кто пришел первым, - победитель.

Не наступи Несколько ребят кладут на землю небольшую палочку. По команде ведущего: "Раз!" - прыгают вперед, "Два!" - прыгают через палку назад.  Побеждает тот, кто правильно выполнял команды и не наступал на палку.   

ПопрыгунчикиНа старте 2 команды. Дети стоят в колонне по одно­му, руки на поясе. По сигналу ведущего малыши прыгают на 2 ногах до финиша. Выигрывает та команда, последний игрок которой первым пересечет финишную черту.

  Это,  конечно,  капля в море детских игр,  но если тема вас увлекла,  сейчас много доступной и хорошей литературы.  Постепенно и эта страница будет обновляться за счет новых приобретений в копилке.

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!