на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

назад в "игровую"

Игры развивающие

  Мы,  взрослые люди,  прекрасно понимаем,  что на нас лежит обязанность подготовить детей к жизни в большом мире,  научить их необходимым вещам.  Но современная педагогика и огромная масса литературы на тему образования и воспитания детей многих родителей совершенно дезориентирует,  и они не знают,  за что хвататься и что развивать в первую очередь.  Поэтому своей задачей на этой странице я поставила возможность разобраться в наших целях и оптимальных путях их реализации.  Естественно, моя точка зрения основана на мнениях многих современных авторов и классиков,  а также грешит субъективностью. 

  Во-первых,  какова наша цель.  Родители чаще всего очень расплывчато формулируют ее:  "чтобы вырос хорошим человеком,  получил образование,  стал самостоятельным,  не скатился..."  Сформулирую цель,  как я ее понимаю.  Мне ближе всего представление русского ученого И.И. Мечникова о том,  что смысл жизни в наиболее полной реализации заложенных в человеке возможностей (мы знаем,  что природа тщательно отбирает высокоадаптивные признаки).  При этом имеется в виду и способность к творческой продуктивности,  свободному самопроявлению,  и умение нешаблонно решать задачи с изменяющимися условиями,  ответственно относиться  к собственным поступкам,  умение соблюдать баланс между собственными потребностями и необходимостью  жить среди людей и считаться с социальными нормами.

  При этом родителям ясно,  что в жизни ребенка есть такой необходимый этап,  как школа,  в которой  помимо семьи происходит почти все,  что влияет на его развитие. И к этой самой школе нужно его подготовить.  Чем многие судорожно и суматошно занимаются.  Тем более,  что рынок услуг растет более, чем в арифметической прогрессии.

  Определимся с необходимыми навыками,  которые должны быть у ребенка сформированы не только для обучения в школе, но и нормальной его общественной жизни.  Известные отечественные психологи Семаго М.М. и Н.Я. выделяют 3 уровня развития и соответственно - нашей потенциальной активности:

  • причинный уровень,  под которым подразумевается генетика ребенка,  совокупность врожденных свойств его нервной системы,  тип темперамента (вы никогда не сделаете быстрым ребенка-флегматика и не достигнете успокоения холерика),  семейная и культурно-этническая среда,  состояние здоровья ребенка (ребенок, имеющий общие заболевания и последствия травм и заболеваний нервной системы будет развиваться по своей замедленно-искаженной схеме,  с чем необходимо считаться),  отношения между детьми и родителями (которые либо оптимизируют,  либо задерживают и искажают развитие)

  • уровень базовых предпосылок - который формируется на основе первого;  он включает в себя произвольную регуляцию активности, сформированность пространственно-временных представлений и базовую эмоциональную регуляцию;  именно от этих составляющих зависит формирование всех так называемых

  • высших психических функций,  операций мышления, анализа-синтеза, аналогий,  умозаключений, способности к концентрации произвольного внимания - то есть всего,  за что ставят оценки в школе. 

  Без сформированных предпосылок не бывает успешной учебы.  Дошкольные психологи еще конкретнее определяют необходимые параметры готовности к школе:

  • Интеллектуальная (то есть достаточный уровень  развития операций мышления, внимания,  памяти, сформированности пространственно-временных представлений) - и с ним в большинстве случаев все в порядке - это определяется при специальном тестировании психологом или учителем

  • Мотивационная - а вот уж тут очень часто все не в порядке:  даже если ребенок хотел сначала идти в школу,  у него очень быстро отбивают аппетит слишком быстрым темпом учебного процесса, за которым не все поспевают,  отрицательной педагогической поддержкой (больше кнута,  чем пряника, больше "ругачек",  чем ободрения),  и неоптимальным отношением родителей,  которые вместо того,  чтобы успокоить и так расстроенного ребенка,  дать ему отдохнуть,  разобраться в причинах его неуспеха и найти способы помощи вместе с учителем и психологом,  начинают загонять его в тот же угол,  что и школа,  клеймя  как лентяя и вообще отщепенца ( а сами шепотом сознаются на консультации,  что  в школе тоже не блистали,  вот муж блистал,  но уже умер от инсульта).  Если подвести черту,  у ребенка должна быть сформирована потребность сменить свой социальный статус маленького ребенка,  которым он уже набылся вполне достаточно,  на статус школьника,  ученика.  То есть статус этот должен сохранять максимальную заманчивость.

  • Эмоциональная - это чувство радости,  связанное со школой, учением  и общением с другими людьми.  Если его нет,  мотивация падает моментально.

  • Коммуникационная - общение с другими детьми и взрослыми является желанным,  необременительным,  тогда пребывание в школе ребенка не утомляет и не мешает усваивать знания

  • Волевая - ребенок должен обладать достаточно сформированной произвольной активностью.  Т.е. уметь высидеть 30 минут урока,  занимаясь тем, что от него ожидают.  Если у ребенка  по причине общих или нервных заболеваний,  или недостатков воспитания не сформирована способность держать себя некоторое время в руках,  то его пребывание в школе скоро становится нежелательным для учителя,  и тут последнего, право же,  можно понять.

  • Моторная - т.к. обучение детей тесно связано с умением писать,  мы должны быть уверены,  что эта функция у ребенка развита достаточно,  а если в силу задержки созревания соответствующих моторной зоне участков мозга она недоразвита,  то мы должны помочь ребенку быстрее овладеть руками и,  главное,  набраться терпения в ожидании более приличного почерка.  Сейчас огромное количество детей рождается с родовыми травмами нервной системы;  последствия чаще всего незначительны,  тем не менее,  очень распространенным является синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД) или синдром гипервозбудимости или дефицита внимания (как его только не обозвали!).  Он не страшен сам по себе и мягко рассасывается годам к 10-11 (при здоровом образе жизни и минимальном наблюдении невропатолога),  но мелкая моторика руки страдает первые 2-3 учебных года,  как ни старается ваш ребенок.  Как это отличить от лени? Есть тест,  который позволяет определить уровень развития моторики - Бендер-тест,  которым владеют детские психологи.  Они всегда могут подсказать родителям и учителям истинное положение дел.

  Таким образом,  если родитель хочет спрогнозировать истинные возможности обучения ребенка,  а не пытаться втиснуть его в прокрустово ложе своих галлюцинаций о нем,  то должен учесть (при необходимости посоветовавшись с детским психологом, педиатром,  невропатологом, иногда психиатром) все исходные возможности и развивать его,  формируя сначала базовые предпосылки,  а затем - уже конкретные учебные навыки.  Если у ребенка нет навыков позитивного эмоционального общения,  отсутствует представление о том,  что можно что-то потерпеть хотя бы недолго,  если он плохо знает,  где верх-низ, право-лево,  путает за-перед,  до-после и т.д.,  трудно найти с ним общий язык по поводу более сложных вещей.  Все эти базовые составляющие формируются весь срок жизни ребенка образом жизни его семьи,  внутрисемейным общением и в меньшей степени - дошкольным детским коллективом.  Раньше в жизни детей очень большую роль играл еще двор, в котором они проводили львиную долю времени теплого времени года.  Сейчас дворовая ситуация дала крен (об этом в рубрике "сегодня"). 

  Произвольность поведения отлично формируется во всех дворовых детских играх,  в которых сами дети являются строгими стражами соблюдения порядков.  Заменить этот фактор практически ничем не возможно,  потому что все внутришкольные методы коррекции с участием взрослых чреваты открытым или скрытым сопротивлением детей попыткам повлиять на них.  Даже занятия в заманчивых спортивных секциях лишь отчасти решают эту проблему.  При отсутствии нормальной внутрисемейной и дворовой жизни мы (психологи) вынуждены прибегать к методам искусственного развития навыков общения и произвольности,  коррекции, в игровых программах,  в которых нередко принимают участие и взрослые члены семьи.  Можно ли что-то сделать дома?  Конечно,  все настольные игры с правилами,  которые соблюдают все,  независимо от возраста,  дисциплинируют детей.  Многих из них огорчают проигрыши,  и родителей начинают мучить сомнения,  не сыграть ли с ними в поддавки.  В большинстве случаев в этом нет необходимости.  Дети обучаются всему настолько быстро ( и вы должны об этом знать и вовремя сообщать детям),  что очень скоро (главное,  чтобы у вас не лопнуло преждевременно терпение и вы не устали воодушевлять своих отпрысков) они догонят и перегонят вас.  Я многажды наблюдала это в своих группах,  когда в совместных играх на внимательность,  память и быстроту реакции начинали лидировать дети,  отнюдь не школьные отличники.

    Речевые аналоги пространственно-временных параметров формируются постепенно в диалогах взрослых и детей,  укореняясь повторами.  При обнаружении несформированности этих представлений мы проводим коррекционно-развивающую программу ознакомления детей с ними.  При закреплении навыков право-лево можно на некоторое время надеть на левую руку ребенка,  не снимая,  цветную резинку и знать,  что это лево.  Верх-низ - игра в лифт перед зеркалом:  горизонтально вытянутая ладошка едет верх и мы узнаем,  что нос выше рта и ниже глаз,  а глаза ниже лба и выше рта.  И т.д.   При рассматривании книжек с картинками мы также обращаем внимание ребенка на положения "верх", "низ", "за", "против" и т.д.

  Поговорим немного о развитии мелкой, да и средней моторики руки,  столь необходимой для письма.  Некоторые родители думают,  что эффективным методом являются упражнения в каллиграфии,  многочисленные повторы написания каких-то символов.  Большинству детей это очень быстро надоедает - к учебе появляется отвращение.  Поэтому более эффективными методами являются игровые,  связанные с мелкими и кропотливыми движениями рук.  Это и лепка из пластилина,  и шнуровка,  и выкладывание мозаики,  пазлов,  создание коллажей на куске картона из кусочков цветной  бумаги,  спичек,  нанизывание бусинок,  бисера,  строительство объемных конструкций из спичек,  скрепленных пластилином,  закрашивание "раскрасок".    Главное,  чтобы это занятие увлекало ребенка,  и наиболее сложным бывает подобрать именно его занятие.  Просто это требует немного времени от родителей и желание  помочь ребенку.  Кстати,  именно у гипервозбудимых,  беспокойных детей есть сильная тяга к подобным ювелирным занятиям.  Природа сама требует компенсации и нашептывает детям: "Вот это тебе интересно сделать!"

  Ну вот,  теперь мы знаем о тех вещах,  которые совершенно необходимы для хорошей обучаемости детей всяким сложным штукам.

  А теперь о тех методиках,  которые помогают ребенку совершить развитие уже его высших психических функций,  насытить потребность мозга и перейти к следующим ступеням познания мира.  Есть важный принцип в обучении:    левое полушарие не должно опережать правое.

  Мы в развитии должны следовать природе,  а функции левого полушария (речевой интеллект,  способность к абстракциям и обобщениям)  самые молодые и развились позже правополушарных функций усвоения интонаций голоса,  эмоциональных оттенков мимики,  пластики,  аналитико-синтетических действий на плоскости и в пространстве (конструирование).  Поэтому дитя дошкольного возраста в первую очередь должно насытиться освоением  матрешки из 5 фигурок,  складной пирамидки,  сначала тоже не более,  чем из 5 элементов.  До 3-3.5 лет детям все равно,  в каком порядке собирать,  главное,  в дырку попасть.  Затем приобретает важное значение последовательность элементов,  гармония.  Затем появляются более сложные игрушки:  

  вкладыши разной формы,  сначала простых основных геометрических форм,  затем усложнение этих форм.  Затем составление картинки из 2-х частей,  потом 3 и более,  составление картинки из кубиков.  Причем, возможности детей очень индивидуальны и границы нормы широки,  если ваш малыш еще не дорос до красивой складушки,  не огорчайтесь - все еще впереди.  Если не будете к нему приставать,  потом его за уши не оттащишь от этой игрушки.  Надо только не терять терпения и любить ребенка просто за его присутствие,  а не конкретные успехи. 

  Еще позже,  к 5-6 годам вам понадобятся игрушки типа таких:

    Первые 2 рисунка иллюстрируют работу с конструктором из треугольников по образцам с обозначенной внутренней структурой (с них надо начинать) и контурным (проверьте,  по зубам ли они вам самим).  3-4-й рисунки - образцы,  по которым складываются узоры из разноцветных кубиков (придумала когда-то Мария Монтессори, а развила семья Никитиных) - они тоже имеют динамику от самых простых к сложным,  над которыми и вам придется попотеть,  прежде чем получится.  Последняя картинка - образец объемной конструкции из кубиков (уникуб Никитиных).   Все эти замечательные игрушки сейчас имеются в продаже.  Их можно найти и не пожалеть на них денег. 

    А здесь вы видите конструкции из треугольников.  Они предназначены для старших дошкольников и младших школьников,  уже немного умеющих читать и писать.  Задача этих игр - развить эти навыки в интересной,  ненавязчивой форме.  Подобрать нужно треугольник с цифрой-ответом на полоске того же цвета или с буквой,  которую надо вставить,  чтобы слово читалось правильно.  Многие дети играют во все это с удовольствием. 

  

           

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!