на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

 

ЭКОПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

Некоторые аспекты проектирования и конструирования домашнего уклада

  Этот текст адресован людям, живущим в семье и мечтающим о семье. Так уж устроен человек, что ему теплее рядом с себе подобными. В этом он не оригинален, как представитель живого мира. Человек появляется на свет сплошь и рядом в результате хотя бы кратковременного существования нуклеарной семьи – пары мужчины и женщины. Традиционная семья представляет собой обширную систему не только из мужа-жены, но и детей, бабушек-дедушек, тетушек-дядюшек и еще седьмой воды на киселе. Такой тип семейной культуры этнопсихологи называют коллективистическим, имея в виду параллельное существование культуры индивидуалистической, которая акцентируется на успешном и самодостаточном выживании и социальном функционировании человека-одиночки. Не будет открывать дискуссии о выборе между ними, потому что для хорошей жизни человек должен уметь и выживать самостоятельно при необходимости и строить отношения в семье и со многими окружающими его людьми.
Закономерностями отношений человека и его семьи, семьи и общества, общества и природы как среды обитания, занимается экопсихология. Получается «матрешка» из последовательных слоев взаимодействий. И сам человек представляет собой такую матрешку. "Действительно, человеческая душа по принципу матрешки одевает на себя вначале организм, затем социальные отношения (семью, систему социумов, в которых личность функционирует, государство, человечество), религию, затем трансвременные культурные одежды, затем природное окружение, космос в целом. Все это вместе составляет среду обитания души и может быть отнесено к эйкосу, месту обитания "психо". Таким образом все гуманитарные проблемы экологии сводятся к психо–экологической». (А. Калмыков. "Введение в экологическую психологию").
 

  Какова должна быть семейная экосистема?
Ответим на вопрос через понимание основной роли дома и семьи. Даже если у человека нет семьи, его дом должен выполнять как минимум функцию его защиты и отдыха, удовлетворять потребность в безопасности и элементарном комфорте. Если выразиться простыми словами, дома должно быть тепло и сытно. Тепло – во всех отношениях – и физическом и эмоциональном. Есть некая оптимальная температура хорошего функционирования человека, чтобы и не холодно и не жарко было. Как в Калифорнии, и тоже круглый год. И в доме, где живет семья, для каждого ее члена эти условия являются первоочередными. И для папы, и для мамы, и для каждого ребенка, собаки и кошки. Лучше всего, как показывает практика, удовлетворения своих насущных потребностей достигают именно домашние любимцы, людям куда меньше везет, любить своего ближнего и обеспечивать его домашний комфорт бывает совсем непростой задачей. Нередко вместо того, чтобы хозяюшка каждого вошедшего в дом сначала накормила-напоила, в баньке попарила, а потом уже зарплату или школьный дневник спрашивала, она устраивает дома лесопилку по принципу «первый год – милочка, второй – пилочка».
А хозяин вместо того, чтобы защищать и кормить своих домашних, бьет и объедает их. Поставьте матрешку с ног на голову и посмотрите, что с ней будет.
Одно из прикладных направлений экопсихологии – психология проектирования и конструирования своего эйкоса, среды обитания, в частности, элементов домашнего интерьера, теплого, уютного, удобного, символически грамотного. Этот опыт не имеет прямого отношения к искусству дизайна. Он основан на этнических мотивах, но не является дизайнерским этностилем. Он включает использование самых ярких образов современной масс-культуры, но не является выражением поп-культуры.
Чем же он все-таки является?

Символ и образ в домашнем интерьере и одежде
  Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, продолжим изучать потребности живущих в доме людей, причем, не какие-нибудь капризы, а базовые, необходимые потребности. И их символическое выражение. Обратимся к древним, традиционным способам обеспечения безопасности. Кроме обучения искусствам войны, охоты, самообороны, человек испытывал потребность в постоянном присутствии неких символов, охраняющих его тогда, когда он сам не мог этого сделать, будучи спящим, находящимся спиной к опасности или просто маленьким по возрасту. Функция символической защиты в основном принадлежала женщине, которая ткала и шила одежду, наносила на нее защитные орнаменты. Эти защитные символы не утратили своего значения и популярности и в наше время. Так в зимней одежде, и детской и взрослой, можно часто видеть орнамент – восьмиконечную звезду, ее часто называют звездой Богородицы, а в древности наши славянские предки – Алатырь-звездой. Защитную функцию несут также солярные символы, в том числе, различные свастики, за женское плодородии отвечают ромбы и клетки, особенно со знаком зерна внутри, мужские защитные символы в пути – меандр и свастика.
Психология символа, его содержания и воздействия на человека – отдельная большая тема, она, безусловно, связана с особенностями базового, правополушарного, образного мышления, носящего издревле магический характер. Исследования Дж. Фрезера и других этнографов показали нам специфику магического мышления, как работу с образами, отвлеченными от физической реальности человека, и способными изменять ее. Именно на этом принципе мышления основаны все современные психотехнологии, основанные на визуализации зрительных образов, и методы арттерапии. Терапевтическое значение подобной работы в наше время почти ни у кого не вызывает сомнения.
Иногда ребенок может попросить одежду с символикой его любимого героя или его изображением. Это может помочь ему овладеть необходимым для развития ресурсом, с которым связан актуальный для него герой, например, Человек-паук или говорящий пес Скуби Ду. А если перевести сказанное на обычный человеческий язык, ребенка герой воодушевляет и побуждает быть похожим на себя. Это очень сильная мотивация развития.
Сделанная вручную вещь несет особый заряд любви и заботы по отношению к одАренному члену семьи, становится ресурсом силы и удачи за пределами семьи.
Кроме того, в ручном труде, как и в любом другом, есть совершенно незаменимый смысл:

«Работа зависти мешает,
Она спасает нас от зла.
Из всех на свете пчел не жалит
Лишь меда полная пчела».
(Н. Доризо)

«Великая радость – работа,
В полях, за станком, за столом.
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счета,
Ведь счастье земли – за трудом».
(В. Брюсов)


  По словам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.
Ребенок, растущий в семье, где отец и мать любят и умеют созидать свой ДОМ, с детства сам привыкает к их образу жизни, со временем становится созидателем собственной вселенной. Кроме того, пресловутая и столь необходимая для достижения всех видов успешности ребенка мелкая моторика развивается во всех видах ручного труда, и даже наши взрослые мозги, получая приток бодрящих импульсов от энергично работающих рук, мыслят куда эффективнее, чем у любителей праздного образа жизни. Не говоря уже о чувстве удовлетворения и удовольствия от результатов удачной работы.
 

© Елена Прудиус, 2011.

 

назад в ЭКОПСИХОЛОГИЮ СЕМЬИ

 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!