на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

 

ИГРЫ И ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ В ПРАКТИКЕ ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА И СЕМЬИ

Игры:

самые ранние

развивающие

подвижные

творческие

проективные и прогностические

исцеляющие (психотерапевтические и психокоррекционные игры)

зимние забавы

коллекция коррекционно-развивающих и психотерапевтических игр

 Ребенок - это homo ludens - особая разновидность человека - человек играющий. Детская игра - форма существования ребенка, которая обеспечивает ему познание мира и овладение доступной областью мира. Ее суть в  эмоциональной позитивности,  желанности для ребенка,  ведь возможности произвольного внимания ребенка-дошкольника и младшего школьника очень малы. 

  Ребенок, не прошедший эту важнейшую и необходимую стадию развития,  может стать социально опасным человеком, т.к. плохо знает, как в символической форме выпускать агрессию, играя в солдатики, и будет играть во взрослые игрушки,  посылая в ненужный бой живых солдатиков.  Этот ребенок может стать Гитлером или матерью-самодуркой,  продолжающей играть в куклы с живой игрушкой - сыном или дочкой,  красиво наряжая их  и желая ими хвастаться и гордиться. Или учительницей,  выстраивающей детей во фрунт.  Или деспотом-начальником.  Этот список может быть продолжен, но не в этом наша задача.

   Вы можете спросить,  неужели в самом деле от качества и продолжительности игры так зависит судьба человека? А как же тогда генетика, папа и мама как воспитатели? А школа?  А всему - свое место.  Генетика - фундамент, на котором позднее воздвигается все здание личности.  А папа и мама - вот как раз они являются теми таможенниками,  которые могут пропустить багаж игры с ребенком или изъять его за вредностью,  заменив на раннюю муштру-учебу.

Кроме того, именно в игре закладывается фундамент всех основных способностей детей - внимания, памяти, способности к концентрации, творческой активности, остроты интеллекта, умения работать в команде,  сотрудничать.  Если формирование этих навыков упущено до школы,  потом будет неимоверно сложно компенсировать.

  Теперь немного о том, какие бывают игры и какую роль играют.  У меня нет цели дать подробную классификацию игр,  скорее, это будет удобная для родителей схема, облегчающая понимание сути. 

 

  В возрастном плане игры сначала направлены на изучение свойств предметов и заключаются в размахивании,  трясении,  стучании,  кидании,  кусании игрушки, и прочих, доступных для ребенка действиях.  Норма игры для годовалого ребенка - ломать и разбрасывать.  Он постигает структуру и физические свойства предметов.  Став постарше,  ребенок начинает получать удовольствие от попытки сопоставить детали и сделать башню или поезд,  но при обнаружении в поле зрения новой вещи еще долго в нем сохраняется инстинкт исследователя: а что там внутри? В сущности,  это здоровый инстинкт активной личности,  и родителям надо иметь это в виду,  стараясь не слишком огорчаться при виде разобранной игрушки.  А еще лучше - покупать игрушки,  подлежащие реконструкции.

  Но примерно до двух с половиной лет игры ребенка вполне самостоятельны.  Ему,  конечно,  приятно присутствие рядом мамы,  но сам процесс игры от этого зависит мало.  И их взаимодействие носит в основном дидактический характер - мать показывает, как надо делать, а ребенок,  если уже готов по своим возможностям - рад подражать ее действиям.  Но примерное к 2-2,5 годам воображение и творческий потенциал ребенка,  запас его знаний о мире уже не мал, и он начинает играть в сюжетные игры,  выбирая те сюжеты,  темы которых актуальны для его внутренней жизни.  У спокойного, эмоционально благополучного ребенка игра может носить будничный характер подражания взрослой жизни: едут машины и везут что-нибудь,  в магазине продавец что-то продает, тетя-доктор лечит Мишку.  Эти простенькие сюжеты первое время удаются ему в одиночку, но очень скоро появляется внутренняя потребность в товарищах по играм,  которые бы могли играть другие роли.  И так как взрослые не слишком хорошо подходят для этой цели,  внимание малыша активно обращается на своих сверстников.  Как раз в это время, около 3-х лет, большинство малышей идет в садик, и там встречают своих друзей.  Потребность в общении с себе подобными к этому возрасту сформирована у большинства детей,  кроме случаев дисгармонии или задержки развития.  С этого момента в жизни ребенка начинается его активная социализация в большом мире разных людей.   Ребенок переходит к сюжетно-ролевой игре. 

  Все эти ранние игры не носят регламентированного характера.  Их правила складываются стихийно,  в процессе общения участников игры.  Дети проходят таким образом школу общения.  Какова должна быть роль взрослых в этом процессе?  В нашей отечественной культуре принято активно вмешиваться при первых признаках назревания конфликта и выяснения отношений,  гасить конфликт в зародыше, потому что нехорошо и потому что мешают.   Для сравнения узнаем, как на это смотрят в Японии.  Приведу выдержку из статьи Степанишиной А.И. "Воспитание детей в японском обществе":

   "Так основной задачей для самых маленьких является пробуждение уверенности в себе, своих силах и приобретение ими необходимых жизненных навыков путем обучения их языку в благоприятной обстановке. У годовалых детей часто возникают “конфликтные” ситуации из-за игрушек. Однако даже ссоры являются важным элементом межличностных отношений, так как по мнению Масару Ибука (автора новейших концепций воспитания и обучения детей в раннем возрасте) “ссоры важны потому, что они развивают личную инициативу. Вмешиваться в ссоры детей – значит мешать развитию инстинкта жить в коллективе”.4 Итак, уже на первом году общения у детей стараются выработать стабильные групповые отношения, когда каждый может “высказать свое критическое отношение к тому, что ему не нравится, выслушать совет, осмыслить реакцию товарища и т. д.”5

    ...Целью воспитания трехлеток является интенсификация работы по формированию представлений об обязанностях и их распределении путем различных игровых ситуаций, имитирующих разнообразные стороны жизни. Едва ли не самым важным инструментом воспитания маленького японца является хоровое пение. Именно хоровое, так как выделять отдельного японского ребенка из группы, по японским меркам, крайне непедагогично. Детское хоровое пение – один из основных методов развития чувства единства с коллективом, и поэтому оно играет такую большую роль в воспитании полноценного члена будущего японского общества.

  Четырехлетних детей обучают отличать доброе от злого, быть оптимистами.

  Пятилетние дети воспитываются под девизом “Каждый может стать лидером!”. Для этого перед детьми выдвигаются требования, являющиеся обязательными к исполнению: самому себя обслуживать, быть неприхотливым в пище, самостоятельно составлять планы какой-либо деятельности и выполнять их дружно и весело.

  Нисино Маюми (доктор педагогики, научный сотрудник Государственного института педагогических исследований при Министерстве просвещения Японии) рассказывает, что “у японцев понятия философии образования, воспитания, формирования человека самым тесным образом связаны между собой. Традиционно цель обучения в японской школе больше воспитательная, чем образовательная, ибо в народе считается, что намного лучше быть хорошим человеком,  чем ученым".

  Таким образом видно, наша система отношения к детям и детству значительно отличается от японской, и нам многому бы надо поучиться.    Однако,  учиться никогда не поздно и не зазорно.  Как пел когда-то Булат Окуджава,  "что умный любит учиться,  а дурак - учить".  Кто-то может хихикнуть ,  мол,  сама тут учишь,  как играть и к детям относиться.  Верно,  только и сама учусь при этом.  И вы тоже будете учить своих детей на основании своего житейского опыта.  Так уж устроена жизнь. 

  В нескольких разделах  левого поля страницы я изложила свой и не только свой опыт,  касающийся детской игры и игры с детьми.  Было бы интересно узнать ваш опыт, если не жалко поделиться.  А мне будет не жалко сослаться на вашу информацию,  указав автора.

 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!