на новый сайт главная у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи кино-видео творчество и арттерапия  игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

 

 

Странички детского психолога-психотерапевта Елены Прудиус

для детей и родителей Тольятти и любых других мест

 

О домашнем литературном театре (театре книги)

  А здесь речь пойдет не о помощи ребенку,  который находится в затруднительном положении своего физического нездоровья или сложных отношений с одноклассниками,  а о  том бесценном вкладе, который осуществляет своевременное знакомство с хорошей книгой в гармоничное развитие ребенка.  И как это сделать дома,  если в школе более актуальны другие задачи.

  Я исхожу из нынешней ситуации развития большинства детей.  Ее легче понять,  если провести параллель между тем,  как жили и росли мы,  родившиеся в шестидесятых,  и как - они сейчас.   Мы выросли под радиоприемником.  Телевидение тогда только вступало в свои права и не было особенно заманчивым для нас,  детей.  И было-то оно не цветным,  и мультики не сразу научились рисовать.  Да и мало их было сначала.  На новый выпуск "Ну,  погоди!" бежали всем двором.  На "Неуловимых мстителей",  на "Семнадцать мгновений весны",  "Приключения капитана Тенкеша",  "Солярис"...  Не так много и вспомнишь.  А ходили мы,  друзья мои, в библиотеки,  где были очереди на самые популярные,  зачитанные до ветхости книги,  запятнанные масляными руками,  ведь хорошую книгу так славно читать в самом уютном углу со вкусным бутербродом.  Причем,  ходили туда далеко не только первые ученики в классе,  а очень многие. 

  Теперь - ребенок знакомится с телевизором раньше,  чем с книгой.  Смотреть телевизор легче и увлекательнее, чем слушать книгу.  Многие малыши сегодня просто отказываются слушать сказки - жалуются их матери.  И что потом в школе?  Большое количество информации детям все-таки нужно воспринимать на слух,  как ни стремятся учителя сделать материал более наглядным,  полностью перевести его в картинки невозможно.  А мозг ребенка начальной школы  помнит в основном картинками,  мыслит также картинками.  Нет картинки - нет надежной памяти.  Психологи давно уже сделали открытие,  заключающееся в том,  что наиболее успешны в обучении дети с хорошо развитой способностью к визуализации, т.е. умением создавать на основании услышанного картинки воображения.

  Способствует ли этому умению телевизор?  Нет,  ведь он дает готовую картинку,  настолько яркую и законченную, что остается только копировать ее в своих рисунках.  Способствует ли этому слушание сказки или другой истории?  Конечно,  потому что даже если в книжке есть картинки,  они не обеспечивают наглядности всего действия и ребенок домысливает сам,  создавая свои динамические картины воображения - театр воображения.  И вот этот механизм и есть первая "думалка"  ребенка, без которой, как без воды - ни туды и ни сюды.  Кроме того, чтение вслух это процедура живого общения с родителем, а не с мертвым ящиком,  набитом электроникой.  А то ведь сейчас у некоторых детей привязанность к компьютеру и "телику" едва ли не больше,  чем к родителям.

  А теперь, когда мы разобрались,  зачем это делать,  решим,   как это делать - есть несколько вопросов,  на которые мы должны дать ответ.  Я дам свои варианты ответов,  естественно,  они не единственно возможные:

  1. Кто этим может заниматься?  Тот,  кому самому нравятся книги или нравились раньше,  до того,  как началась ваша нынешняя занятая жизнь.  "Заразить другого можно только тем,  что сам имеешь" (говорит Михаил Львович Покрасс,  врач-психотерапевт из Самары,  автор нескольких бестселлеров - см. полезные ссылки).  А если никто не любит?  Ну,  тогда бы вы не попали на мой сайт. 

  2. Каким еще должен быть этот человек?  Наверное,  не только чтущий старые добрые традиции,  но и приветствующий с радостью всякое проявление инакомыслия.   Ведь ваше чадо может просить вас повторять не только то,  что лично нравится вам,  но и то,  что на сегодняшний день воспринимается как чушь или непедагогическое чтиво.  И потребуется просто доверие к ребенку,  тому естественному здравому смыслу,  которым природа щедро наделила детей,  помогая им выбирать необходимое для их развития. 

  3. Когда это делать?  Явно не тогда,  когда он очень занят чем-то другим.  О возвращении в театр книги надо договариваться заранее и никогда не настаивать.  В крайнем случае,  уже в постели,  уложенный на ночь,  он от вас никуда не денется,  мало того,  ваше предложение почитать его только обрадует.

  4. Что делать,  если ребенок требует повторения одной и той же сказки из вечера в вечер?  Значит,  есть потребность.  Обычно она состоит в переходе ребенка в нужное ему  состояние комфорта и расслабленности,  необходимое для отдыха,  это своего рода медитация на любимую тему,  во время которой он входит в транс и постепенно выпадает в сон.  Это бывает с тревожными и сверхвозбудимыми детьми,  которым самостоятельно угомониться и переключиться на сон очень сложно.  Им нужен какой-нибудь "гипнотизер" с хрустальным шариком любимой сказки,  которая уже совершала чудо превращения.   Другой причиной,  точнее вариантом первой бывает потребность в другом состоянии - ресурсном или трансформационном.  Ребенка может долго воодушевлять подвиг или приключение любимого героя,  которое помогает ему справиться с собственной тревогой и страхом,  записать крепкую внутреннюю программу на изменение себя,  которая будет постепенно реализовываться. 

  5. Можно ли заменить собственное чтение аудиозаписью?  Отчего же нет,  но надо знать при этом,  что эти 2 дела не являются идентичными.  Думаю,  что в обиходе любой семьи должна быть коллекция хороших инсценировок сказок.  Ведь иногда вы можете быть очень заняты,  или вам самим вместе с ребенком захочется еще раз послушать чудесную сказку в замечательном исполнении.  Вспоминаю,  как я сама вместе со своими детьми в десятый и двадцатый раз слушала сказки "Теремок" и "Кот-хвастун".  Наверное,  это было целительно для меня самой - окунуться в атмосферу детства,  беззаботного хохота и полной реабилитации наших отношений.  А мамин (папин,  бабушкин) голос - он несет другую функцию - сообщает ребенку в привычных интонациях о незыблемости той опоры,  которую мы для них олицетворяем.

  6. Что лучше - драматизация или сказывание?  Читать можно по-разному.  Можно войти в роль и быть актером,  проявляя весь спектр эмоций героя.  Это бывает необходимо в тех случаях,  когда ребенок совсем не умеет слушать.  Или он еще фактически мал,  и уровень развития его речи не обеспечивает нужного взаимопонимания,  либо он физиологически незрел и расторможен (что бывает при последствиях родовых травм с синдромом гипервозбудимости).  В этих случаях сложно бывает сначала привлечь его внимание.  Для этого и годится драматизация,  яркое, эмоциональное чтение или рассказ.  Потом,  когда ребенка захватит ваш рассказ,  вы сможете понизить голос и обходиться минимумом интонаций: ребенок будет сам ловить каждое слово.  Вот тогда уже есть смысл перейти к сказыванию -  передача содержания ровным,  даже монотонным голосом,  который дает максимальный простор собственной фантазии,  не наводя собственной интонацией на определенное настроение.  Именно при сказывании происходит самая активная работа мозга по созданию картин воображения, которая потом поможет ребенку познавать мир картин и переводить их  в код символов языка и цифр.  Такова одна из традиций Вальдорфских школ.   Вот как у них это происходит:

  "В конце первой половины дня дети еще раз собираются все вместе, чтобы послушать сказку. Малыши любят посидеть возле воспитательницы, и им это нужно. Она рассказывает не театрально, а скорее монотонно-эпически, но при том тепло и живо. Чувствуется, как она любит каждое слово и каждое предложение. Она не допускает никаких вариаций в рассказе. Ведь дети тотчас это заметят и поправят, поскольку на протяжении длительного времени ежедневно слушают одну и ту же знакомую сказку. Большей частью выбор падает на сказки братьев Гримм. По стилю, композиции и содержанию они особенно подходят для того, чтобы оживить и обогатить душевную жизнь ребенка такого возраста". (источник: сервер по Вальдорфской педагогике  http://www.redline.ru/education/valdorfru.html ).

  Наверное, это далеко не все,  что можно было бы сказать о театре книги,  но то,  что мне известно.  Приятного вам чтения!

 

 

на новый сайт главная  у автора  мои статьи и сказки  экопсихология семьи  творчество и арттерапия кино-видео игровая  развивалки  библиотека  музей смешинок  ДДТ

АРКС Куклотерапия и детская психология  Детские игры  неНАШИдети  Кукумбер СпасЭкстрим  Настольные игры-самоделки  ИнваМама  Форум СДВГ  Внеклассные мероприятия  Ветка ивы  Реалисты  Герои России  Культуролог  Детское радио  Новости о детях  Слинги в Тольятти  Дельфиния  Кенгуру  Детские уроки  Все праздники  Поделки своими руками

День рождения сайта 17.12.03. © Копирайт с 2003 г. Ссылаемся друг на друга при взаимном использовании - и победит дружба и сотрудничество!